Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

Поблагодарить

Книга "Турбо-Суслик" - сам себе психолог!

Теории счастья в психологии и не только

отредактировано Октябрь 2016 Раздел: Психология эмоций
Со времен античности до наших дней тема счастья была и остается одной из основных в философских исследованиях. За всю историю человечество создало множество теорий, пытающихся вывести определенные правила, подобрать ключи к заветной дверце, которая отворяет дорогу в счастье. Но, несмотря на это, мы по-прежнему проходим множество дорог в поисках счастья и все еще ищем его, изо дня в день, «с тоской в глазах, с надеждою в душе»…

image

Первые попытки осмыслить проблему счастья можно найти в самых ранних литературных памятниках древности: Ведах и упанишадах, «Песне арфиста», «Поучениях Птаххетена» и др., относящихся к III-II тысячелетиям до н. э. В основном, это своеобразные своды правил, выполнение которых могло бы, по мнению их авторов, предохранить человека от всевозможных ошибок, потерь и разочарований.

Основные подходы мыслителей древности в определении конкретных путей достижения счастья делятся на две противоположных концепции: аскетическая и гедоническая.

Сторонники аскетизма (древнеиндийские философы, ранние стоики, христиане) утверждали, что наивысшее счастье – это добродетель, а для ее достижения необходимо ограничивать свои потребности, быть скромным и воздерживаться от излишеств.

Гедонисты, напротив, считали, что человек может достичь счастья лишь путем удовлетворения своих потребностей: физических, материальных и духовных. По мнению одного из сторонников этой идеи, итальянского философа Лоренцо Валлы, высшая ценность жизни – это ощущение «от сладостного возбуждения и удовольствия тела».

В VI веке до н.э. в учении о счастье возникло третье направление, основным принципом которого стал принцип «золотой середины». «Аристипп выступал в защиту плоти, словно у нас нет души. Зенон считался только с душой, словно мы бестелесны. И оба ошибались, — писал Монтень. — Пусть душа помогает телу, содействует ему, и не отказывается участвовать в его естественных утехах, а наслаждается вместе с ним, привнося в них умеренность».

В то же время буддисты утверждали, что определяющим в отнесении себя к счастливым или несчастным является состояние сознания. Этого же мнения придерживался Марк Аврелий, считавший, что человек счастлив, когда считает себя таковым. А в даосской философии счастье связывалось с понятием о «срединном пути», с позитивным отношением и принятием всех жизненных событий, какими бы они ни были.

Сегодня тоже существует несколько теорий, пытающихся раскрыть природу счастья. Причем, вопросами счастья теперь занимаются не только философы, но и психологи, социологи и даже экономисты. Рассмотрим основные современные теории:

Так, согласно телическим теориям (теории целей и потребностей) счастье достигается тогда, когда достигается цель или удовлетворяется потребность.

Теория потребностей утверждает, что потребности могут быть врожденными и приобретенными, осознанными и неосознанными, но человек может чувствовать себя счастливым только после удовлетворения этих потребностей. В противоположность этому, теория целей настаивает на необходимости сознательного выбора желаний, когда человек осознанно пытается достичь каких-то целей, а счастье возникает в случае их достижения.

В соответствии с телическим подходом, ощущение счастья зависит от преодоления множества факторов. Так, кратковременные и долгосрочные цели и желания могут находиться в конфликте, а поэтому их полное удовлетворение невозможно. Достигая целей, приносящих кратковременные периоды счастья, люди испытывают неудовлетворенность из-за их несоответствия глобальным целям. А в случае если конфликтующие между собой цели неосознанны, возникает дополнительная трудность: их сложно определить и интегрировать. Если же цели и желания отсутствуют, человек не может быть счастливым по определению. Также счастье недостижимо, если человек не может реализовать свои желания из-за отсутствия достаточных способностей и умений, или если поставленные цели слишком высоки.

Следующий блок теорий о счастье – теории наслаждения и боли. Эти концепции основываются на утверждении, что если человек испытывает какую-либо потребность, то это связано с тем, что ему в жизни чего-то недостает. И чем сильнее неудовлетворенность жизнью, тем большее удовольствие затем приносит достижение желаемой цели.

По мнению польского философа Владислава Татаркевича, представления о том, что удовольствие и боль (состояния счастья и несчастья) взаимосвязаны, находит множество подтверждений. Так, например, те, кто наиболее интенсивно испытывает удовлетворение, также более интенсивно испытывают и негативные эмоции. Если цель для человека значима, и он потратил на ее достижение много сил, то неудача будет причиной сильного разочарования, а удача вызывает ощущение счастья. Если же человек не был особенно сильно заинтересован в достижении цели, то и неудача не вызовет особых негативных эмоций.

Любопытный подход к вопросу счастья предлагают теории деятельности. «Счастье – это сопутствующий человеческой деятельности продукт», — утверждают последователи этой концепции. Так, например, удовольствие от восхождения на гору может быть значительно выше, чем достижение вершины. Следовательно, счастье – это путь, а не цель.

Наиболее ярким примером теории деятельности является теория американского профессора психологии М. Чиксентмихайи. Он считает, что деятельность приносит удовлетворение, только если личностные способности соответствуют способностям, необходимым для выполнения этой деятельности. Если выполняемые действия слишком легки, то человеку становится скучно, если же слишком сложны — возникает тревожность. Человек будет счастлив, если деятельность, которой он занимается, будет для него увлекательной и интересной.

«Нисходящая» и «восходящая» теории. Сторонники восходящей теории считают, что ощущение счастья в целом складывается из суммы множества маленьких позитивных переживаний, а счастливая жизнь представляет собой что-то вроде коллекции счастливых моментов. Бусинка за бусинкой нанизываются на нитку счастья приятные переживания, а обладатель более длинной нитки, по праву может считать себя баловнем судьбы.

В противоположность этому, сторонники нисходящей теории утверждают, что способность быть счастливым зависит от личного эмоционального настроя человека (позитивное или негативное). Человек может быть счастлив независимо от внешних обстоятельств, если он настроен оптимистично, и несчастен, если он склонен воспринимать события негативно. То есть важно не то, что человек имеет, а то, как он к этому относится. Это значит, что нужно любыми способами развивать в себе позитивное отношение к миру и накапливать позитивный жизненный опыт.

Существуют также ассоцианистические теории, которые основываются на исследованиях ассоциативных связей памяти и феномена «обусловленного вызывания эмоций» на когнитивных принципах.

Сторонники подхода, основывающегося на ассоциативных связях памяти, считают, что ощущение счастья напрямую связано с умением человека выстраивать богатую структуру позитивных ассоциаций. Связано это с тем, что людям свойственно вызывать из памяти те воспоминания, которые созвучны их настоящему эмоциональному настроению. Если человек привык выстраивать позитивные связи и ассоциации, то большее количество событий будет вызывать у него приятные эмоции, и наоборот.

Очень похожий тип теории основан на исследованиях феномена «обусловленного вызывания эмоций». Последователи этой концепции считают, что повторяющиеся счастливые события формируют позитивный эмоциональный опыт личности. Вырабатывается своеобразная привычка быть счастливым, человек ожидает приятных событий, и, благодаря этой привычке, все, что случается с ним вызывают у него приятные ассоциации. При этом осознанные попытки уменьшить количество негативных мыслей могут увеличивать ощущение счастья. Например, если человек систематически по утрам произносит позитивные установки, то вероятность того, что день будет удачным, повышается. Некоторые люди способны построить настолько мощную структуру позитивных ассоциаций, что все события их жизни воспринимаются ими как позитивные.

Теории сравнения рассматривают счастье как результат сравнения актуальных условий и принимаемыми личностью нормами. То есть, человек формирует некое представление о стандартном удовлетворяющем его состоянии и сравнивает текущую ситуацию с этим стандартом. Если жизненные условия превышают стандарт, то человек воспринимает свою жизнь как счастливую. Стандарт можно устанавливать для себя по своему усмотрению, исходя из собственной концепции или установок родителей. В разных ситуациях стандарты могут меняться. Так, например, сравнение себя с менее успешным человеком может усилить состояние внутренней удовлетворенности.

Одной из разновидностей теории сравнения является теория адаптации. Основывается она на том, что человеку свойственно привыкать, адаптироваться к существующим условиям. Если личность привыкает к хорошим условиям, они больше не вызывают у нее прежней удовлетворенности, и стандарты повышаются до нового уровня. Точно так же адаптация наступает и в отношении негативных условий, при этом внутренние стандарты понижаются. В соответствии с этой теорией, для того, чтобы человек чувствовал себя счастливым, гораздо важнее постоянный рост дохода, а не просто его более высокий уровень в сравнении с другими.

Различные концепции счастья предлагают различные пути к его достижению. Цель одна – а дорожек, ведущих к ней, множество. Возможно, кто-то прав, рассуждая о счастье, а кто-то ошибается. А, может быть, правы все. Счастье — живая и неуловимая субстанция, которую сложно заключить в жесткие рамки и подчинить определенным законам. Возможно именно поэтому австрийский психолог, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд в одной из своих работ писал: «Счастье — абсолютно и исключительно субъективно. И мне кажется бесполезным теоретизировать на этот счет».

Александр Козько

Комментарии

  • отредактировано Октябрь 2016
    Что-то типа "содержания":
    0. Следование сводам правил, предохраняющим от ошибок, потерь и разочарований.

    1. Теории древних мыслителей
    1.1. Аскетические теории
    1.2. Гедонические теории
    1.3. Теории "золотой середины"
    1.4. Буддизм
    1.5. Даосизм

    2. Современные теории
    2.1. Телические теории
    2.1.1. Теории потребностей
    2.1.2. Теории целей

    2.2. Теории наслаждения и боли
    2.3. Теории деятельности
    2.3.1. Теория М. Чиксентмихайи
    2.4. Нисходящая теория
    2.5. Восходящая теория
    2.6. Асоцианистические теории
    2.6.1. Теория ассоциативных связей памяти
    2.6.2. Теория феномена "обусловленного вызывания эмоций"

    2.7. Теории сравнения
    2.7.1. Теория адаптации
  • Самое близкое мне, из того, что я читала, это Бен-Шахар Тал "Научиться быть счастливым". Пожалуй, оно вписывается в теорию деятельности.
    счастье – это путь, а не цель.
    Матрица Судьбы: индивидуальный анализ вашей матрицы
    Базовая расшифровка бодиграфа понятным языком
  • вот странно, но теории счастья и вообще тема счастья кажутся мне какими-то бессмысленными и надуманными. вообще страшная абстракция - счастье. image
  • отредактировано Октябрь 2016
    Нечто подобное мы обсуждали вот здесь:
    "Человек должен быть счастливым?"
    Матрица Судьбы: индивидуальный анализ вашей матрицы
    Базовая расшифровка бодиграфа понятным языком
  • Ага, редкая тема, где мне совсем нечего высказать (кроме недоумения). и там тоже
  • Счастливый человек.))
    Матрица Судьбы: индивидуальный анализ вашей матрицы
    Базовая расшифровка бодиграфа понятным языком
  • не вижу предмета обсуждения. какое-то слепое пятно image
  • У Вас счастье, у Павла уникальность. Неделя слепых тем. :-\"
  • ну первая мысль - вытеснение image image
  • У Иванесса нулевое. Суслег все уничтожил жи
  • Вытеснил? image
  • жирный какой суслег image
  • Да, история про вытеснение явления в принципе по причине неприятного жизненного опыта. Просто это примитивная защита театрального типа... Хотя... image
  • Суслег счастья вытесного дня :-\"
  • Отсутствие на полярности заряда не означает, что она вытеснена, друзья мои. image

    Не забывайте, что имеете дело с человеком, который уже девять лет беспрерывно только и занят тем, что копается в помойке собственных "тараканов", потому весь свой прожитый неприятный жизненный опыт знает наизусть, и обмусолил со всех сторон настолько, насколько его вообще можно обмусолить, а к вытеснению, как к способу психзащиты, не склонен в принципе. И, кстати, вот конкретно оно у меня никогда и не срабатывало, даже до суслика, не умею вытеснять, всегда завидовал тем, кто умеет. image

    Впрочем, думать так, как лучше вписывается в чью-то картину мира, я запретить не могу. image
    Практическая расшифровка бодиграфа | Конструктивная астрология | Ваше "призвание" - мои консультации в Телеграм
  • а у меня вообще слепая тема - женственность, вон и в хологенетическом профиле носом натыкали, один хрен не понимаю, что за зверушка
  • Да мы так, забавы ради. К тому же "беспрерывное копание в тараканах" - это тоже таракан. image Ничего личного только публичное. И вообще это всё - любя. image
  • К тому же "беспрерывное копание в тараканах" - это тоже таракан. image
    Ну, с этим-то вот трудно не согласиться. image Но я и не призываю каждого заниматься тем же (черт, или призываю?..). Хотя, признаться, мне это импонирует, как, видимо, каждому импонируют тараканы, схожие с его.
    Практическая расшифровка бодиграфа | Конструктивная астрология | Ваше "призвание" - мои консультации в Телеграм
  • я всегда копаюсь в своих тараканах, я их классифицирую, травлю, скрещиваю, развожу новых вместо старых - процесс, коллеги, главное процесс, и промежуточные результаты image
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!