У астролога Сергея Евтушенко есть отличная статья про астрологическую картину мира. Она представляется мне достаточно философской, но в то же время простой и соответствующей сути астрологии, её идее.
Автор не разбавлял текст картинками, поэтому его, возможно, будет не так легко читать, но он стоит затраченных сил!Астрология это – наука о судьбе. Этот тезис должен быть краеугольным камнем, основой любого обсуждения астрологии. Иными словами, астрология как наука или как искусство имеет смысл исключительно в контексте изучения Судьбы, как высшей реальности (или Силы), управляющей человеческой жизнью.
При этом следует констатировать, что в современном обществе бытует двойственное отношение к астрологии. С одной стороны, является признанным фактом, что астрология является древнейшей наукой, возникшей на заре человеческой цивилизации, а, с другой, представители современного научного сообщества до сих пор отказываются признавать научность астрологии, считая ее суеверием и предрассудком. В чем кроется причина этой двойственности? Из истории нам известно, что до 17-ого века астрология преподавалась в университетах, и была в почете у сильных мира сего. Что стало причиной такого кардинального поворота в общественном сознании?
Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо вспомнить о том, что случилось в приснопамятном 17-м веке. Главным событием этого времени стало торжество в науке материалистической парадигмы. Быстрое распространение философии материализма имело множество последствий, в том числе: упадок религии; резкое прадение общественной нравственности; быстрое увеличение уровня потребления, с которым было связано бурное развитие промышленности; кардинальное и необратимое изменение социальной системы. В итоге в разряд наук-изгоев попали все дисциплины, изучающие не материальный, а духовный мир, в том числе астрология, теология и другие религиозные науки, поскольку они не вписывались в прокрустово ложе материалистической парадигмы, сводившей все законы мироздания к материальным причинам.
Вследствие этого ученые эпохи просвещения, не найдя каких-либо материальных доказательств воздействия светил и планет на человека и мироздание, сочли астрологию суеверием и вычеркнули ее из списка достойных изучения. В одно мгновение была перечеркнута многотысячелетняя научная традиция. Таким образом, причиной забвения астрологии стала не слабость этой науки как таковой или невозможность решать стоящие перед ней задачи, а, в первую очередь, неприятие «новыми» учеными основ этой науки. Поскольку базовые принципы астрологии не могут быть доказаны в рамках материалистической парадигмы, и не являются ее следствием, то астрологию просто отвергли.
С астрологией произошло то же самое, что случилось с историей и философией в России в первые годы правления коммунистического режима, когда большевики объявили эти науки контрреволюционными и запретили их преподавание в СССР. Такая же участь в дальнейшем постигла и генетику с кибернетикой. Когда советские власти в административном порядке запретили эти науки, поскольку они косвенно опровергали марксистскую доктрину, отвергавшую существование любых причин кроме материальных. Кстати, аналогичное отношение к астрологии существует и на западе. Вот как пишет об этом Николас Кемпион в книге «Мировая Астрология»:
Астрология была очень широко распространена в массах населения Великобритании, но интеллектуальный истеблишмент придерживался позиции, принятой в XVII-м столетии – отношения, варьирующегося между недоуменным презрением и злобным отвержением. Патрик Карри показал, насколько интеллектуальная враждебность к астрологии в Англии является политической по своей природе – это ощущение радикальности астрологии, а следовательно, ее опасности и необходимости подавления. Ганс Эйзенк показал, что это отношение превалирует сегодня среди ученых и психологов, создавая бессознательное предубеждение против астрологов, распространяющееся в какой-то мере, естественно, среди тех, кто получает социологическое и гуманитарное образование и, понятно, среди политических аналитиков.
В настоящее время сформировалось 2 точки зрения, несводимые друг к другу, которые представляют собой, по-сути, две различные астрологические парадигмы.
Одна, предложенная основоположником аналитической психологии Карлом Юнгом, базируется на том, что астрология должна изучать некую КОРРЕЛЯЦИЮ между земными событиями и положениями небесных тел, т.е. предметом ее изучения должен стать синхронизм земных и небесных событий в их проявленной форме. В этом случае астрология может вполне существовать в пределах современной научной парадигмы. Однако, в этом случае роль астрологии в нашей цивилизации оказывается размытой и непонятной. Ведь, согласно господствующей парадигме, прошлое и будущее носят вероятностный характер. Поэтому прогноз при такой постановке задачи просто теряет смысл, поскольку априори предполагается, что в любой момент времени может сложиться новая причинность, которая может разрушить(преодолеть) все ранее складывающиеся тенденции развития процесса.
Другая точка зрения предполагает, что предметом изучения астрологии являются СУДЬБЫ Мира и людей, поскольку именно с этой целью и создавалась звездная наука. Однако, в рамках этого определения мы сталкиваемся с проблемой определения самой судьбы (жребия, доли), существование которого также не признается современной наукой. В рамках концепции судьбы каждому человеку при рождении формируется некий план его жизни, в рамках которого определяются его таланты, ресурсы, возможности, в целом, условия его будущего существования, а также определяется главная задача (цель, дело) его существования на Земле. Таким образом, свобода воли каждого человека может проявляться исключительно в рамках этого плана.
Таким образом, в рамках этой парадигмы, целью изучения астрологии становится судьба человека, т.е. план его жизни, поскольку для осмысленного существования человек должен понять этот план, т.е. примириться со своей судьбой, прийти с ней к соглашению, которое, в свою очередь, позволит человеку сознательно и счастливо проживать свою жизнь.
В результате каждый астролог, сознательно или нет, выбирает в качестве основы для формирования собственной системы взглядов одну из парадигм. Поэтому основной целью данной статьи является постановка задачи формирования современной астрологической парадигмы, которую исследователи астрологии не четко понимают, зачастую оказываясь в плену усвоенных материалистических взглядов. Возможно, данная статья станет той отправной точкой, с которой начнется новый этап в развитии «звездной науки». Во всяком случае, я надеюсь, что люди, серьезно изучающие астрологию, после прочтения данной статьи задумаются о парадигме науки, которую они изучают.
Астрологическая картина Мира.Картина мира астролога базируется на астрономической модели. Поэтому все элементы этой картины должны иметь свое выражение через астрономические объекты. Именно такая постановка задачи обеспечивает астрологу возможность построить модель любой ситуации.
Построение астрологической модели исследуемого объекта является наиболее важной и сложной задачей звездной науки. Умение строить адекватные астрологические модели является первым и важнейшим профессиональным навыком астролога.
Поясню эту мысль на примере. Самым простым случаем построения астрологической модели является рассмотрение хорарной ситуации. Здесь астрологический символизм проявляется в наиболее простой и «прямой» форме. В данном случае моделирование производится на базе фундаментальных свойств астрологических объектов. Например, Марс, мифологический образ которого связан с войной, борьбой, агрессией будет являться указателем на соответствующих персонажей рассматриваемой ситуации. Равно как и другие планеты, будут указывать на других персонажей, в соответствии со своими базовыми свойствами.
(К сожалению, в рамках небольшой статьи невозможно подробно описать фундаментальные свойства планет, поэтому людям незнакомым с астрологией можно порекомендовать изучить соответствующие планетарные мифы.)
Однако, для исследования судьбы человека используется уже более сложная астрологическая модель, где планеты являются указателями («сигнифицируют», «управляют» эти глаголы обозначают связь между исследуемым объектом и элементом астрологической модели) не персонажей ситуации, а базовых элементов человека. Например, в самом общем случае, Меркурий будет «управлять» интеллектом, Венера – гармонией, Марс – волей, Солнце – сознанием, Луна – душой, Юпитер – богатством, а Сатурн – мудростью.
Для исследования отдельных сфер жизни можно построить отдельную модель, состоящую из тех же астрономических объектов. Например, органы человеческого тела имеют следующие соответствия: легкими «управляет» Меркурий, почками Венера, сердцем Солнцем, желудком Луна, селезенкой Марс, печенью Юпитер, кишечником Сатурн. Таким образом, каждый конкретный случай требует построения адекватной астрологической модели. Поэтому умение строить астрологические модели для различных ситуаций является базовым навыком астролога.
Здесь необходимо отметить, что астрологическая модель может быть построена как для материальных, так и для нематериальных объектов. В этом проявляется универсализм астрологии, чьи методы познания в равной степени пригодны для изучения любых существующих объектов, независимо от их класса.
Формулировка парадигмы.1) Небесная сфера является универсальной моделью любого материального объекта.
2) Взаимное расположение звезд отражает базовый смысл его судьбы или плана жизни.
3) Их (планет) расположение относительно горизонта указывает на форму воплощения судьбы объекта.
4) Движение планет отражает процесс динамического разворота судьбы во времени.
Астрология как наука, предназначена для создания информационных (семантических) динамических (разворачивающихся во времени) моделей любой реальности.
Карта звездного неба является картой жизненного пространства каждого человека, через которое потенциально может быть проложено множество дорог (путей). Жизненные ситуации, через которые необходимо пройти человеку, закодированы в виде конфигураций небесных объектов и являются вехами на пути. Каждое из них является абстрактным смысловым ядром, содержащим информацию в закодированном виде. Расшифровка ее является главной задачей астрологии.
Астрология должна ответить на вызов современных наук – истории, социологии, политики и экономики – и обеспечить эти дисциплины одним качеством, которого не достает практикам этих отраслей знания – осознания единства, цели и судьбы.
Автор: Сергей Евтушенко