Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

Поблагодарить

Книга "Турбо-Суслик" - сам себе психолог!
Друзья! Есть еще телеграмный филиал форума - чат и канал "FAQ по реальности". И там можно общаться, если вам удобен Телеграм.

Гетеротопия пространства

отредактировано Февраль 2017 Раздел: Форум по психологии
Многие пространственно-временные зоны в нашей жизни устроены настолько странно, что человек, который туда попадает, начинает ощущать подвижность границы публичного и личного пространства. Так может произойти с теми, кто ожидает рейс в аэропорту или решает прогуляться по кладбищу. Даже такое обычное событие, как свадьба друга, становится «не-местом»: гость несколько часов участвует в ритуале, где его воля подчинена заранее прописанным правилам. Что представляют собой гетеротопии и как в них чувствует себя человек, рассказали социолог и культуролог.

ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ

В русскоязычных словарях гетеротопия в основном описывается как медицинский термин (от греч. heteros — «иной» и topos — «место») — атипичная локализация тканей или частей органов, иначе говоря, наличность их на необычном для них месте (R. Virchow). Примером гетеротопии могут служить находки слизистой желудка в пищеводе. ( Большая медицинская энциклопедия).

Отсутствие «гетеротопии» в большинстве русскоязычных философских словарей вынуждает обратиться к описанию, которое дал Мишель Фуко — автор философского измерения этого понятия. Он описывает гетеротопии как другие, сложноустроенные места — от тюрьмы до зеркала на стене (Foucault, Michel (1971). The Order of Things). Одной из главных метафор гетеротопии является корабль — символ путешествия, преображения в пути и приближения к другим, пока не открытым землям, хотя сам путник вроде бы и не стоит ногами на земле.

ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ

Григорий Юдин — кандидат философских наук, социолог, старший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований Высшей школы экономики, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук

Представьте себе, что вы идёте по улице: справа от вас каменный забор с колючей проволокой, за ним тюрьма; слева — здание за частой изгородью с большим садом, это хоспис. Таким образом, по обе стороны от вас, в непосредственной физической близости, протекает совершенно другая жизнь — она настолько отличается от вашей, что находится словно бы в каком-то другом месте. В ста метрах от вас люди который год проводят за решёткой и забыли, как выглядит улица, по которой вы идёте, а другие переходят в иной мир, и вы отделены от них чертой, которую невозможно переступить.

Социальное пространство неоднородно — мы расставляем в нём границы так, что совсем рядом друг с другом могут оказаться места, разделяющие разные жизненные режимы. Это и есть гетеротопии. Антропологам давно известно, что общества делят нашу жизнь на определённые этапы и фазы, и переход из одной фазы в другую обязательно осуществляется через ритуал вроде выпускной церемонии в университете или паспортного контроля на границе. Чтобы перейти из одной фазы в другую, нам часто нужно совершить пространственное перемещение в «другое место», причём перебраться в него можно только по определённым правилам. Подумайте, что будет, если вы оступитесь и наступите на могилу или обойдёте пограничный контроль.

Когда Мишель Фуко ввёл термин «гетеротопия», он хотел обратить внимание на то, как меняется это разграничение пространства в нынешних обществах, а конкретнее — в нынешних городах. Прежде люди курсировали между разными местами (например, во многих культурах девушки перед ритуалом инициации изолируются от общества в специальные дома или хижины) и тем самым постоянно менялись ролями — каждый последовательно принимал разные роли, и все оставались частью единого целого. Теперь же мы всё чаще строим другие места, с помощью которых отгораживаем от себя людей надолго или навсегда — ненормальных, преступников, умирающих, престарелых. Нам проще отрезать этих людей от общества, лишая их умения жить вместе с нами; именно поэтому, выходя оттуда, они так часто быстро возвращаются обратно. В то же время мы научились строить на окраинах городов крематории — гигантские фабрики смерти, которые вытеснены на периферию нашей жизни и навсегда изгоняют из неё мёртвых.

Новые технологии дадут нам ещё больше возможностей для создания гетеротопий. Вопрос лишь в том, как мы будем пользоваться ими — чтобы увеличивать разнообразие мест или, наоборот, чтобы ограничивать коммуникацию. В романе Пелевина S.N.U.F.F. колонизаторы дирижируют жизнью в колонии с помощью устройств виртуального присутствия, оставаясь физически в своей комнате. Однако желание оставаться подальше от людей и в то же время продолжать по необходимости с ними общаться порождает антиутопию.

Ян Левченко — профессор Школы культурологии НИУ ВШЭ, филолог, историк культуры, критик

В биологии под гетеротопией понимается расположение ткани в «неположенном» месте — как правило, врождённая аномалия развития, когда, например, элементы серого вещества головного мозга оказываются в белом. Примечательно, что пересадка тканей «на место» не приводит к их адаптации — они начинают жить своей жизнью, снова мутируя в избыточный фрагмент. Толком неизвестно, имел ли в виду Мишель Фуко именно такое свойство гетеротопий, когда в 1966 году в предисловии к своей книге «Слова и вещи» впервые употребил это слово в расширительном значении. Он ориентировался на греческие понятия «утопия» и «дистопия» — воображаемые модели «хорошего» и «плохого» общества (и, следовательно, жизни). Гетеротопия, где соединяются слова «другой» и «место», совмещает разные модели, у неё нет единого основания, она обозначает сам факт связи или соседства без достаточных оснований. В 1967 году Фуко приложил понятие «гетеротопии» к архитектуре, но его доклад был полностью опубликован без авторских поправок лишь незадолго до смерти философа, в 1984 году, под названием «О других пространствах».

Опираясь на книгу историка физики Александра Койре «От замкнутого мира к бесконечной вселенной» (1957), Фуко постулирует, что примерно с XVII века формируется тип мышления, в котором вещи оказываются всё менее локализованы, а идеи становятся всё меньше похожи на аксиомы. Мир приходит в движение, всё снимается с ранее насиженных мест и меняется ими, одно притворяется другим, ослабевают иерархии, усиливается значение контекста. Ключевым понятием эпохи модерна становится «расположение». Отныне оно важнее места как такового: смысл формируется не изнутри самих вещей, но из характера их связи.

Фуко сам придерживался принципа непоследовательности, несводимости термина «гетеротопия» к стройной классификации. Его примеры практической реализации гетеротопии — из разных контекстов, их объединяет лишь свойство совмещать в одном пространстве функции и фрагменты многих пространств. Это тюрьмы, бани, гостиницы, бордели — пространства встречи множества социальных ритуалов, где нет «коренных» обитателей, все принципиально «чужие». Это музеи, театры и кинозалы, где фрагменты миров тесно соседствуют, порождая новые виртуальные миры. По мнению нидерландских урбанистов Мишеля Дехаана и Ливена де Краутера, XXI век обнаруживает рост гетеротопий, в которых мы живём. Граница сфер публичного и приватного пришла в движение. Представления о доме-крепости и выходе в свет, о чётком разграничении работы и отдыха теряют своё значение. Ночевать там, где ты совершаешь покупки с утра до ночи, уже сейчас почти так же естественно, как когда-то все ходили за батоном в лавку во дворе. Но и обычные, на первый взгляд, жилищные кондоминиумы могут превращаться в образцовые гетеротопии: так называемые «элитные жилищные комплексы» в наиболее претенциозных версиях представляют собой острова автономного цикла, где создаётся иллюзия независимости от основного городского пространства. В Москве это «посёлки роскоши», в Дубае — искусственные острова, где официально отменены запреты Ислама, в Китае — тематические парки, копирующие Лондон и Париж.

ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ

ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

Гетеротопические ландшафты сегодня обнаруживаются в городе повсюду — от детской песочницы до мэрии, — что приводит к универсализации термина и размыванию его значения, и без того зыбкого, принципиально неустойчивого. (Ян Левченко)

ТАК ГОВОРИТЬ НЕПРАВИЛЬНО

«Колесо обозрения превращает эту площадь в самую настоящую гетеротопию». (Один предмет по определению не может сделать то, что происходит вследствие соседства множества разных предметов. — Пояснение Яна Левченко.)

Текст: Сергей Сдобнов

источник
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!