Мы не можем воспитать наших детей уникальными, пока сами не проживаем свой дизайн. Одно из направлений Human Design — Child Development Program — связано с детским развитием. Ра Уру Ху, принесший Дизайн Человека в этот мир, много раз повторял, что это знание для детей. В первом приближении, вы можете попробовать воспитывать ребенка, опираясь на его тип.
Если ваш ребенок —
Генератор, важно общаться с ним с помощью вопросов, предполагающих возможность откликнуться. Вы также поощряете ребенка заниматься тем, что ему нравится. Вы описываете ему его самого – «ты сделал красивый домик», «тебе проще, когда игрушки разбросаны по всей комнате», «ты не любишь с утра кушать». Если ваш ребенок
Манифестирующий Генератор, кроме этого, вы спрашиваете: «Ты ничего не забыл?», поскольку его скорость зачастую заставляет его пропускать важные шаги. Вы информируете ребенка-
Манифестора о том, что будете делать или куда будете идти, а также учите его вежливости и необходимости спрашивать разрешения. При этом вы не позволяете себе жесткость и категоричность и всегда обосновываете свои решения и интервенции в его жизненный процесс. Если ваш ребенок
Проектор, вы не настаиваете на том, чтобы он находился в постоянной активности, самостоятельно находил себе друзей, и учите ждать приглашения. Вы также выстраиваете с ним персональный контакт, показывающий искреннюю заинтересованность, и инвестируете время в его обучение. Учите замечать других людей и то, как они себя проявляют: «как ты думаешь, почему тетя так себя ведет», «что из того, что делает бабушка дома, ей больше всего нравится». Вы принимаете непостоянство ребенка-
Рефлектора. Вы не беспокоитесь о том, что он все время витает в облаках и проявляет себя нетипично, а иногда странно.
Эти рекомендации невероятно просты. Относитесь к ребенку одного типа так, как и к взрослому такого же типа. Но насколько легко им следовать? И кто именно будет им следовать? Ирония Ра Уру Ху о «знании для детей» заключается именно в этом –
мы не можем достучаться до детей, минуя родителей и перепрыгивая через дилеммы их характеристик в виде типа, ложного я, определенностей. Давайте посмотрим на то, какими оттенками будет окрашено проявление своей родительской роли у взрослых.
Навязывание ребенку своего способа быть в этом миреУм всегда будет давать подсказки о том, что нужно делать. Например, если вы Генератор, вы наверняка знаете, что последнее, на что согласился ваш ум – это не инициировать и ждать стимулов для отклика из внешнего мира, позволяя вещам самим приходить к вам. Ложное я Генератора будет заставлять его снова и снова делать нелюбимые вещи. Генераторы в ложном я — это мастера терпеть и делать что-то через силу. У любого человека ложное я будет невероятно заметно при взаимодействии с ребенком. Вы не сможете спрятать это. Более того, родитель будет ставить ориентиром поведения для ребенка свое ложное я. Отнимите от вашего возраста то время, которое вы экспериментируете со своей Стратегией и Авторитетом. Как вы думаете, какие стратегии мощнее прописаны в вашем теле и к каким из них будет в первую очередь обращаться ум в неоднозначных ситуациях? С учетом того, что ложное я обладает внутри нас куда большим жизненным опытом, чем наше истинное я, можно предположить заранее, насколько убедительными будут мама или папа.
Родитель-Генератор будет предлагать ребенку инициировать. Делать первый шаг, проявлять себя, заниматься чем-то самостоятельно. И, кроме этого, не возмущаться, терпеть, проявлять силу, заставляя себя делать то, что надо – если какие-то действия не вызывают радости. Ведь взрослый Генератор ложного я уже давно внутри себя убил потребность делать то, что нравится и на что реально идет энергия, и своего ребенка может обучить только этому.
Родители с открытым Сакральным центром – Манифесторы, Проекторы и Рефлекторы – будут в той или иной степени активно вмешиваться в жизнь своего ребенка и, как следствие, впадать в три крайности. Первая будет заключаться в направлении ребенка на социальную экспансию в духе «пойди и добейся этого». Вторая – в создании максимальной дистанции между реальным миром и ребенком. Третья – в блокировании проявлений своего ребенка, например, «ты все делаешь не так», «некрасивая ты моя…», «зачем ты с ним дружишь».
Ваши и его переживанияМожет возникать ситуация, когда какие-то действия ребенка будут триггером для запуска темы ложного я у родителя. Например, родитель-Генератор может испытывать фрустрацию из-за того, что ребенок что-то делает не так или мается. Также родитель-Генератор может раздражаться из-за того, что ребенок нашел себя в чем-то, а у самого родителя это не получается или он считает, что это занятие не является ценным / полезным / правильным. Родитель-Проектор может чувствовать горечь из-за того, что его ребенок испытывает трудности в общении со сверстниками или из-за того, что ребенок не слушается. Родитель-Манифестор может злиться из-за несамостоятельности своего малыша и того, что он постоянно требует к себе внимания. Родитель-Рефлектор может смотреть на своего ребенка и понимать, что он такой же, как и все дети вокруг, ничем не отличается («не удивляет меня») или наоборот, выделяется настолько сильно, что это воспринимается как проблема.
Раздражение, горечь, злость, разочарование – тот фон нашей жизни, который указывает, что мы ведем себя некорректно. Очевидно, что от тем ложного я никто не свободен. И, конечно, ложное я могут проживать и наши дети. Во взаимодействии с ними, у родителей эти состояния могут мощно переплетаться с их собственной темой ложного я. Например, родители детей-Манифесторов могут ощущать злость и усталость от необходимости постоянного контроля ребенка. Родители Генераторов могут чувствовать расстройство, постоянно говоря ребенку, что ему делать и куда еще себя приткнуть. Родители Проектора могут испытывать горечь от невозможности понять, почему их ребенок вовсе не похож на представителя «не энергетического типа», постоянно шумит и требует внимания. Родители Рефлектора могут находиться в настоящем непонимании своего ребенка.
Еще с одной перспективы, нам невероятно сложно понять ложное я другого человека и стоящие за ним переживания. Например, ребенок-Проектор может расстраиваться и чувствовать горечь нераспознания из-за того, что в школе нет близких друзей, что товарищи его используют, скажем, из-за возможности поиграть на приставке, что учителя относятся к нему также, как ко всем другим. А у мамы-Генератора такого вопроса нет. Ведь на сущностном уровне внутри Генератора одна проблема – «как мне распорядиться моей энергией». Точно также родитель-Проектор будет выспрашивать у своего ребенка Генератора, как прошел его день в школе или садике. Но интересуясь не реализацией энергии («что ты делал», «что тебе из этого понравилось»), а отношениями («с кем ты общался», «кто и что тебе сказал», «кто на тебя посмотрел»).
Живи моими интересами и темами в жизниКаждый тип способен себя реализовать в определенных областях жизни. Проекторы – мастера распознания других людей, Генераторы – работы и созидания, Манифесторы – влияния, Рефлекторы – поиска отличий. Например, как вы думаете, что будет делать родитель-Проектор со своим ребенком? Пытаться сделать своего ребенка социально успешным: заниматься его развитием, всесторонним обучением, водить в кружки, знакомить с разными людьми, находить друзей, обучать разным хитростям во взаимодействии: «А ты в следующий раз скажи ему…». Родитель-Генератор будет озабочен выбором правильных дел для ребенка: начиная от тактической загрузки уроками, домашними делами, физической активностью («ты ничего не делаешь, сходи в магазин») и заканчивая стратегическим расчетом, в какой ВУЗ лучше засунуть ребенка.
Быть корректным родителемДля воспитания особенных, «не зашоренных» детей нужны такие же родители. Возможно, несколько рекомендаций ниже будут вам полезны.
Во-первых, ставьте свои интересы в первую очередь. Летали на самолете? Родителям необходимо надевать спасательные маски сначала на себя, а уже потом на ребенка. И это не вопрос морали, а правило выживания. Это хорошая метафора для родителя, который, чтобы быть полезным ребенку, должен сначала позаботиться о самом себе. И не оправдывался: «Ну да, у меня нет отклика, но ведь это надо сделать, это мой ребенок».
Во-вторых, попробуйте не опираться на популярные верования и стандарты о том, каким должен быть родитель. Посмотрите на то, как большинство среднестатистических людей обращаются со своими детьми:
- воспитывают их на основании какой-то системы. С одной стороны, это могут быть рекомендации современных ученых и экспертов. С другой, опора на педагогическую систему, например, вальдорфскую школу, педагогику Монтессори, разные концепции в духе «после трех уже поздно». С третьей, воспитание сообразно религиозным или культурным нормам с их жестким ролевым разделением на мужское и женское воспитание, верность славянским традициям, особенностям питания
- не воспитывают вообще никак. Это можно описать, как попытку опираться на «здравый смысл», в своих крайних проявлениях превращающийся в непоследовательность, эклектичность и волюнтаризм родителей, когда сегодня здравым смыслом, в зависимости от настроения родителя, называется одно, а завтра другое
- воспитывают по своему образу и подобию. Мне кажется, что большинство современных мам и пап находятся здесь. При этом, опираясь на себя в воспитании детей, мы склонны как в хорошем, так и в плохом подражать… нашим собственным родителям. Эти феномены хорошо известны современным психологам. Вы и сами наверняка замечали, что порой со своим ребенком ведете себя точь-в-точь, как ваша мама вела себя с вами, запрещая или поощряя одинаковые вещи
Какие результаты приносят эти подходы? В краткосрочной перспективе, их использование дает ребенку массу запретов или поощрений, основанных на непонятной ему логике, а родителю ощущение «я хороший и заботливый родитель». Попробуйте озадачить кого-то: «Вы убеждены, что воспитываете своего ребенка правильно?» — и спрогнозировать ответную реакцию. Наверняка большинство ваших знакомых с детьми пребывают в фантастической уверенности, что они более чем эксперты в области воспитания и хорошо осведомлены о том, что нужно их ребенку на основании «материнского инстинкта» или «отцовской мудрости».
Сами по себе эти подходы не являются ни плохими, ни хорошими. У каждой педагогической школы богатая история со своими критиками и сторонниками. В свое время их методы были свежим воздухом, наилучшей альтернативой. Ключевые вопросы – подходят ли они ребенку и можно ли утверждать, что мама и папа, опираясь на них, не только растят уникального малыша, но и сами проживают свою родительскую роль уникально? Скорее всего, нет. Долгосрочные результаты использования этих подходов в воспитании вы можете наблюдать каждое утро в метро или на дороге, общаясь с ними на вечеринках, сталкиваясь с ними в супермаркетах, читая их заметки в социальных сетях.
Попробуйте не обращать внимания на советы ваших бабушек, родственников, знакомых, учителей о том, как вам правильно воспитывать или развивать своего ребенка. Суть не в том, чтобы позволять своему ребенку расти как трава в поле, без правил и ограничений. А в том, чтобы сонастроить его со своей настоящей, конкретно опредмеченной в рейв-карте природой и научить принимать самостоятельные решения (а не бежать к вам за советом по каждому мелкому поводу и через десять лет), самостоятельно определять, что для него хорошо и плохо, корректно и нет.
В-третьих, учитывайте дары и ограничения своего типа:
Родитель-
Генератор чаще всего обладает поверхностным пониманием природы своего ребенка. Генератор приходит за анализом карты ребенка с глобальными вопросами «какой у него потенциал», «кем он может быть», «нужно ли отдавать его в музыкальную школу». И глубоко удивляется, слыша, казалось бы, известную многим людям, соприкоснувшимся с Дизайном Человека, информацию об открытых центрах ребенка и о том, как они могут проявляться в повседневной жизни. Внутри у такого родителя всегда есть ожидание, что у ребенка будет такое же большое количество энергии и он будет таким же активным. Родитель-Генератор может пытаться быть идеальным родителем. И легко расстраиваться, когда все идет не так, как ему хочется. Для такого родителя важно научиться не инициировать заботу и задавать вопросы про потребности ребенка. С еще одной перспективы, Генераторы – это единственный тип, который предназначен познать себя, свою жизненную силу и реализовать её. И это невозможно без фокуса на себе. Но родитель-Генератор в ложном я не заинтересован в себе. Его больше интересует, что другие подумают, если он сделает или не сделает что-то, тем самым задавая программу ребенку «как не думать о себе»
Родитель-
Манифестор может не быть со своим ребенком в контакте, и в этой связи, иметь свое представление о том, что ему нужно и что для него правильно, что может сильно отличаться от реальной картины. Такие родители могут давать своим детям слишком много свободы, не устанавливая элементарных правил или впадать в другую крайность – жестко контролировать каждый шаг. Родителю-Манифестору важно научиться информировать ребенка и видеть влияние, которое он оказывает на него. Высший пилотаж – информировать с учетом типа ребенка (информация + приглашение для ребенка-Проектора или вопрос для отклика ребенка-Генератора)
Родитель-
Проектор будет думать о своих детях куда больше, чем о самом себе. Он также будет пытаться активно распорядиться их энергией, направить их в какую-то деятельность, занять чем-то. Проектор может быть полезным для ребенка, только если его контакт с ним не будет круглосуточным, ребенок пригласит проектора быть родителем (на бытовом уровне — позовет первый: «Папа, пойдем играть». Или: «Мам, помоги разобраться с математикой»), партнер Проектора распознает его и будет уважать его особенности. Да, и не навязывайте без запроса ребенку свое внимание и направляющую силу. Очень может быть, что ваши непрошенные советы дорого вам обойдутся персональным неприятием, когда ребенок вырастет
Родитель-
Рефлектор, в силу своей нестабильности, может восприниматься ненадежным или неуравновешенным. Его ребенок может опасаться: «Как отреагирует мой папа или моя мама на то, что я сделаю сегодня». Такому родителю важно научиться не ожидать быстрых и чудесных результатов от своего ребенка и найти для себя стабильность в лунном цикле
В-четвертых, перестаньте делать из ребенка свою копию. Посмотрите на свои определенные центры. Посмотрите на те же самые, но открытые центры в дизайне вашего ребенка. Он никогда не сможет быть похожим на вас здесь. Глупо ожидать от него этого. Вам важно понимать, что ваш ум, опираясь на вашу закрытость, будет пытаться создать
целую идеологию воспитания для ребенка по «развитию» его открытости. Например, если в вашем дизайне определен центр Эго, а у вашего ребенка он открыт, в ложном я вы наверняка часть своей жизни посвятите тому, чтобы научить своего сына или дочь быть более волевым, мужественным, закаляться, делать зарядку, думать о деньгах. Вот еще примеры стратегий «педагогики» закрытых центров родителя — для открытых центров ребенка:
Головной: «не будь таким скучным»
Аджна: «наведи порядок у себя в голове»
Горловой: «иди и сделай это»
G: «кого ты любишь больше, папу или маму»
Селезеночный: «не бойся и будь храбрым»
Сакрал: «двигайся»
Сердечный: «надо себя заставить»
Корневой: «давай быстрее»
Солнечное Сплетение: «веди себя хорошо»
В-пятых, используйте возможность получить консультацию аналитика системы Human Design относительно развития вашего ребенка. В рамках направления Child Development Program разработано множество практичных подсказок, помогающих родителям увидеть и обнаружить истинную природу ребенка. Воспитывать его сообразно возрастным особенностям, механике типа, с учетом его определенных и открытых центров, помогать проживать свою Стратегию и учить слышать подсказки Внутреннего Авторитета. Более того, на более глубоком уровне, если вам известно точное время зачатия вашего ребенка, вы можете проследить механику его пренатального обуславливания – дизайном матери и транзитами планет. Детский анализ дает невероятные преимущества родителям в понимании особенностей их ребенка. Мне кажется, имеет смысл делать этот анализ с помощью того же консультанта, который разбирал вашу собственную карту и хорошо понимает ваш дизайн.
В-шестых, фокусируйтесь на собственной корректности и своем эксперименте. Мне известно несколько ситуаций, когда родитель, сам толком не распробовав Дизайн Человека и пребывая, в общем-то, во вполне естественных сомнениях «все ли объясняет Human Design», «а не является ли это сектой», «насколько это соответствует другим наукам», решил попробовать воспитывать своего ребенка сообразно его дизайну. Не делайте этого – все эти рекомендации по развитию ребенка, применяемые родителем буквально и догматично из ума, станут для малыша прокрустовым ложем. Ваш собственный эксперимент важен также в силу того, что он будет влиять на ваши отношения с партнером. Несколько исследований показали, что на здоровую атмосферу в семье и на развитие ребенка больше всего влияет способность партнеров
принимать различия друг друга и договариваться. Будьте собой: один или два взрослых ложных я, даже вооруженные знанием Дизайна Человека, без честного эксперимента со своим дизайном будут лишь идеальным образцом лицемерия для своего ребенка.
Рекомендации и заключения — лишь информация для размышления, а не прямое руководство к действиям. Опирайтесь на свой Внутренний Авторитет в их использовании. Ваша собственная корректность и любовь к самому себе — лучший подарок, который вы можете сделать для развития своего сына или дочери.
Источник: Виктор Крючков | design-cheloveka.com
Комментарии
Самое стрёмное, что я и другим взрослым (второму родителю, бабушкам и тем более дедушкам) не даю эти правила устанавливать.