Наш разум устанавливает много разных ловушек. Если мы не осведомлены о них, это влияет на нашу способность мыслить критически и рационально, что ведет к принятию плохих и даже катастрофических решений.
В некоторых случаях борьба с подобными играми разума заключается просто в их выявлении. Однако бывают случаи когда человек осознает ловушку, но продолжает совершать иррациональный поступок. Такие ловушки представляют очень большой интерес, они слишком сложны, однако даже с ними можно эффективно бороться.
Рассмотрим самые замысловатые ловушки и искажения нашего разума.
Ловушка якорения«Если население Турции больше 35 миллионов, то каково ваше предположение об их количестве?». Исследователи задавали этот вопрос людям и редко получали ответ намного больше 35 миллионов. В среднем назывались цифры от 40 до 50 миллионов. Когда же исследователи задавали вопрос другой группе людей «Если население Турции больше 100 миллионов, то каково ваше предположение об их количестве», люди называли в среднем число от 140 до 150 миллионов. Если кому интересно, правильный ответ 70 миллионов, однако реальное число и не было ключевым в этом исследовании.
Урок: Стартовая точка может существенно смещать ваше мышление — первое впечатление, идеи, оценки или мысли, на которые влияет предыдущая информация.
Эта ловушка крайне опасна, потому что используется как для манипуляции общественным сознанием, так и для влияния на другого человека. Например, когда продавец сначала показывает дорогой товар, а затем более дешевый.
Что вы можете сделать?- Всегда рассматривайте проблему со всех точек зрения. Избегайте оценки чего-либо с одной точки зрения. Для начала сформулируйте проблему, а уже затем ищите решение. Так вам будет сложно запудрить голову.
- Сначала думайте сами, затем слушайте других. Соберите как можно больше информации о вашей проблеме, обдумайте ее, обдумайте решение. И только затем выслушивайте чужое мнение.
- Ищите информацию из разных источников. Рассмотрите все точки зрения с холодной головой.
Ловушка статуса квоВ еще одном эксперименте две группы людей получили по одному подарку: первая группа получила разукрашенную кружку, вторая — швейцарский шоколад. Им сказали, что они могут поменять друг у друга эти подарки, если большинство в обоих группах будет за. Логика подсказывает, что ровно половина людей согласилась бы на обмен, однако на практике таких было только 10%.
Урок: Мы склонны повторять установленное поведение, даже если нам его навязали извне. Более того, изменить наше поведение может лишь очень большой стимул. Так что человек согласен оставаться в проигрышном положении и не соглашаться менять свое поведение. Небольшой стимул не заставит его отказаться от своего поведения. Статус кво говорит о том, что человек считает свое нынешнее положение более выигрышным, чем возможную альтернативу.
Что вы можете сделать?- Рассматривайте статус кво как еще одну альтернативу. Спросите себя, остались бы вы в текущей ситуации, если бы не было статуса кво.
- Знайте свои цели. Если ваше нынешнее положение не позволяет достичь ваших целей максимально эффективно, думайте над изменением своего поведения.
- Избегайте преувеличения недостатков смены положения. Обычно недостатки не такие большие, как вы думаете.
Ловушка невозвратных затратГосударство или компания придерживается линии поведения в ситуации, когда она не работает, лишь потому что уже вложило много денег в этот проект. Например, компания вкладывает деньги в разработку пейджеров, когда уже созданы более совершеные устройства. Но так как деньги были вложены и потеряны, принимается решение продолжать бессмысленную разработку.
Урок: Вам нужно понять, что эти деньги безвозвратно ушли и это не должно влиять на ваше решение, иначе будет только хуже.
Что вы можете сделать?- Смотрите на свои ошибки позитивно. Выясните, почему признание прошлых ошибок так расстраивает вас. Причин может быть много, а ошибка ошибке рознь. Осознайте, что ошибка — это хорошо, это значит, что вы делаете что-то новое. Признайте ее наличие и исправьте.
- Найдите незаангажированных людей. Они эмоционально не были вовлечены в принятия ваших решений, поэтому могут достаточно объективно оценивать ситуацию.
- Фокусируйтесь на своих целях. Мы принимаем решения, исходя из своих целей. Если вы видите, что ваше принятое решение не работает, не жмите на эту кнопку до посинения.
Ловушка подтвержденияВы видите то, что хотите видеть. Если вы игрок на бирже, то не продаете свои акции просто потому что уверены в том, что их стоимость будет расти. Вы выискиваете подтверждения своей правоты: например, читаете книгу, в которой описана ситуация, схожая с вашей. Уверенность в своем решении может подпитываться успехами в другой сфере вашей жизни.
Поздравляем, вы только что попали в ловушку подтверждения. Ею часто страдают плохие писатели: они сначала понимают, что глава написана плохо, а затем начинают себя убеждать, что она прекрасна. Вот только реальности все равно.
Урок: Воспринимать информацию, которая подтверждает вашу правоту, нужно с осторожностью. Другая точка зрения тоже должна быть рассмотрена.
Что вы можете сделать?- Откройте свое сознание для информации, которая противоречит вашим желаниям. Конечно своей мечте нужно следовать, даже когда никто в вас не верит, но и реальность отрицать тоже не стоит. Не убеждайте себя, что посредственная работа может восприниматься хорошей только потому что вы так решили.
- Наймите адвоката дьявола. Найдите того, кто любит спорить. Пускай он досконально изучит ситуацию и примет противоположную вашей точку зрения.
- Не задавайте наводящих вопросов. Когда просите совета, задавайте нейтральные вопросы и не влияйте на ответ человека.
Ловушка неполной информацииДанная ловушка сознания может привести к катастрофическим последствиям. Вы можете принимать финансовые решения, основываясь на одном-двух финансовых фактах, в то время как их сотни и даже тысячи. Вы можете отказаться от работы с человеком, который не знает столицу Австрии, однако порой это ничего не значит. Хотя и неприятно.
Урок: Вы принимаете решения, исходя из небольшой доли информации, хотя в большинстве случаев вам ничего не стоит узнать побольше.
Что вы можете сделать?- Сделайте ваши предположения точными. Помните, что каждая проблема состоит из одного важного элемента — ваших предположений. Выявите различие между фактом и предположением.
- Всегда поддерживайте тяжелое знание в обмен на ментальное упрощение.
- Стереотипы, упрощения и предубеждения редко кого приводят к успеху. Всегда задавайте вопросы.
Ловушка конформностиЕсли человек решает пойти в ресторан, будучи уже на улице, скорее всего он пойдет в тот, где больше всего народу. Стадный инстинкт существует в разной мере во всех нас. Некоторые изобретают радикальные способы борьбы и выбирают другую крайность. Они становятся нонконформистами и для них популярность является признаком плохого тона.
Урок: Мы боимся выглядеть глупо. Ведь если столько людей выбрали именно этот ресторан, значит они знают, что делают. Если популярно, значит как минимум есть смысл проверить почему.
Что вы можете сделать?- Преуменьшайте влияние другого мнения. При анализе информации, защищайте себя от мнения других людей. Как минимум поначалу. Узнать чужое мнение можно всегда: люди охотно им делятся.
- Остерегайтесь социального доказательства. Когда человек пытается доказать ценность чего-либо, только исходя из популярности, сразу укажите на этот момент и потребуйте реальных доказательств его правоты.
- Будьте смелым. Всегда будьте готовы отстоять свою точку зрения. Но только не впадайте в другую крайность: доказывать, что что-то плохо лишь потому что популярно — тоже правило плохого тона.
Ловушка иллюзии контроляНаблюдение за людьми, бросающих кости, помогает воочию убедиться в существовании этой ловушки. Люди, стреляющие в темноте, просто верят что выстрел попадет в цель, потому что они так хотят. Оптимизм — прекрасная вещь, когда она оправдана.
Урок: Мы склонны верить в то, что как-то способны повлиять на то, на что объективно повлиять не способны. Мы просто любим контроль.
Что вы можете сделать?- Осознайте, что случайность это просто часть жизни. Всегда трудно признавать, что многие моменты нашей жизни просто случайны и хаотичны. Ведь так хочется познать все законы Вселенной и предсказывать разные события. Примите ответственность за то, что вы способны контролировать и перестаньте думать о вещах, которые контролировать не можете.
- Сторонитесь суеверий. Посмотрите, сколько вы принимаете решений в жизни, которые даже объяснить не в состоянии. Тщательно их исследуйте вместо того, чтобы притворяться, будто контролируете их.
Ловушка совпаденияМногие совпадения можно объяснить статистикой. Если вы участвуете в 1000 лотерей и при этом покупаете по 1000 билетов каждый раз, вероятность вашего выигрыша может составить, например, 10% (смотря сколько людей участвует и билетов покупает). И если вы выиграете, об этом узнают все; а вот о чем они не узнают, так это о количестве ваших попыток и купленных билетов.
Урок: Чудо возможно. Однако чтобы повысить вероятность его наступления, сделайте хоть что-то.
Что вы можете сделать?- Не полагайтесь чрезмерно на интуицию. Это прекрасная вещь, но во всем нужно знать меру. А также научитесь отличать ваше желание от интуиции.
- Сторонитесь вероятности «послеэффекта». Одно дело, когда человек выигрывает лотерею дважды подряд, мы просто смотрим в прошлое. И совершенно другое дело, если человек выиграл в лотерею один раз и мы ждем, чтобы именно этот человек выиграл ее второй раз — вот в этом случае вероятность достигает условно одной миллиардной.
Ловушка воспоминанияВероятность попасть в авиакатастрофу 1 к 10-ти миллионам. Однако после авиакатастрофы люди склонны преувеличивать вероятность ее повторения.
Мы преувеличиваем значения событий, которые выделяются. Никого по сути не волнует, что за день без проблем приземлилось сто тысяч самолетов, это воспринимается как данность и не берется в расчет.
Урок: Мы анализируем информацию, базируясь на опыте или на то, что мы вынесли из этого опыта. А люди склонны делать негативные выводы и много драматизировать.
Что вы можете сделать?- Получите точные данные. Не полагайтесь на свою память, она имеет свойство менять реальность.
- Осознавайте свои эмоции. Эмоции часто мешают анализировать информацию. В случае с путешествием на самолете попытайтесь изолировать свои эмоции и подумать рационально. К тому же можете спросить мнение другого человека, не связанного с вашей проблемой.
- Остерегайтесь СМИ. Медиа-пространство может помешать рациональному мышлению даже если оно не имеет четкого намерения напугать вас, а в случае, когда это намеренное желание, все становится еще хуже. Узнавайте, что происходит в мире, но не переусердствуйте.
Ловушка собственного превосходстваБыло проведено исследование, в котором таксистов просили оценить свои водительские навыки. Выяснилось, что 93% из всех опрошенных оценили свои навыки выше, чем среднее число, получившееся из тестовых проверок их способностей. Разница между верой в свои силы и переоценке способностей — это разница между уверенностью и самоуверенностью.
Урок: Люди имеют чересчур раздутое мнение о себе. Они переоценивают свои способности и навыки, что приводит к очень большим ошибкам (и не только в их жизни, но и жизни компаний).
Что вы можете сделать?- Будьте скромны. Каждый имеет слепые зоны.
- Окружите себя скромными, но талантливыми людьми. Если же вы окружили себя людьми с раздутым эго и при этом эти люди ничего из себя не представляют, вы можете впитать их манеру поведения.
- Не переходите грани. Если вы замечаете, что другие люди часто попадаются в ловушки сознания, не поддавайте их критике, просто спокойно объясните им, в чем состоит их ошибка.
Как и было сказано, многие искажения и ловушки сознания исчезают, когда вы просто выявляете их. Однако другие настолько сильно въедаются, что приходится долго распутывать этот клубок. Изучайте манеру своего мышления и выявляйте все ловушки.
Изучайте когнитивные искажения и ловушки сознания. Это вооружит вас знаниями о подводных камнях вашего разума.
Комментарии
Гало-эффект или «эффект ореола»
В этом случае одна яркая черта человека затмевает остальные. В итоге суждения, связанные с этой главной особенностью, распространяются и на другие сферы. Из-за «ореола» ученики, которые зарекомендовали себя хорошо в выполнении определённых заданий, часто получают отличные оценки и за упражнения, в которых совсем не блещут, в том числе и по другим предметам. Так получаются «отличники по инерции», которым потом трудно приходится на независимых экзаменах.
Ещё более обидный гало-эффект касается внешней привлекательности. В ходе эксперимента, который проводили с американскими учителями исследователи Маргарет Клиффорд и Элайн Хатфильд выяснилось, что дети, наружность которых традиционно считают симпатичной и милой, казались более успевающими. То же касается и обратного варианта — «слишком симпатичные» молодые люди и девушки могут казаться менее умными. При этом соотвествие бытующим стандартам красоты никак не влияет на способность быть дельным человеком.
Как бороться. Если вы преподаватель, попробуйте отделить конкретные результаты от предыдущих заслуг, достижений в не связанных областях и личных качеств. Оценивайте не людей, а их успехи. Не нужно закрывать глаза на то, что вчерашний отличник не справляется с каким-то видом заданий — попробуйте выяснить, в чём проблема.
Несправедливо завышенные оценки приносят столько же вреда, что и заниженные.
Случается и так, что успехи ученика, от которого вы по каким-то причинам уже ничего хорошего не ждёте, остаются незамеченными. Нужно понять, а почему, собственно, вы ничего не ждёте? Может быть, именно это убивает его инициативу?
Если же вы стали жертвой предубеждения, помните, что это никак не должно влиять на вашу самооценку: учителя тоже ошибаются. В то же время, не стоит путать дискриминацию с собственной ленью. Само собой, каждые родители считают, что их ребёнок «не такой», что его не оценивают по достоинству. Чтобы разобраться, действительно ли к вам несправедливы, или вы увлеклись перекладыванием ответственности, достаточно задать себе вопрос: «Готов ли я обратиться к объективному эксперту, чтобы отстоять свои знания?».
«Проклятие знания»
Этот вид искажения очень мешает преподавателям, школьным учителям и тренерам — вернее, их ученикам. Часто нам кажется, будто задание лёгкое, а решение — очевидное. При этом ученик, которому всё далеко не так ясно, кажется учителю отстающим, а то и вызывает раздражение: «Ну как этого можно не понимать?».
Наш разум устроен таким образом, что, поняв и усвоив что-то, нам трудно вернуться назад, к своему прежнему незнанию.
Проблема понимания вообще является животрепещущей темой когнитивистики и гносеологии. При освоении какого-то навыка мы сперва не понимаем, как это вообще кому-то под силу, потом пытаемся повторить, неоднократно ошибаемся и долго исследуем методологию, делая неожиданные открытия. Потом появляются автоматизм и свободное владение инструментарием, зарождается желание импровизировать. Тут-то люди обычно и начинают учить других. Но ведь эти другие вовсе не обладают такой свободой!
Как бороться. Когда «обременённость знанием» мешает, попробуйте мысленный эксперимент, возвращающий к тем временам, когда вы сами только учились. Немного отстранитесь от своей теперешней личности, знаний и умений. Представьте себя «чистой доской», словно вы в первый раз видите эти цифры, книгу или спортивный снаряд.
Если воображение упрямо уверяет, что вы всегда легко справлялись с этим, попробуйте представить что-то до сих пор не освоенное. Например, вы не умеете ездить на велосипеде. Наверное, вам должно казаться, что сохранять равновесие просто невозможно. Вот так видит незнакомый материал ваш ученик. Ему пригодится помощь — только не с Олимпа недостижимого опыта, а от того, кто готов исследовать и удивляться вместе с ним.
«Ложная телепатия»
«Чтение мыслей» — частный случай проективного искажения, при котором мы бессознательно ожидаем, что у других на уме то же самое, что и у нас. Такому заблуждению подвержены неуверенные в себе подростки, которым кажется, что одноклассники только и делают, что их обсуждают (выбирая именно то, что хотелось бы сохранить в тайне), а учителя считают их глупыми. Уверенность, будто «родители думают, что я не справлюсь» способна действительно повлиять на успехи. Учителям и родителям свойственна мысль «он делает это мне назло!», хотя ребёнок понятия не имеет о такой своей мотивации.
Не придумывать чужие мысли — важный для адекватного восприятия навык.
Как бороться. Убеждения, которые субъект приписывает другим, часто принадлежат ему самому. Поэтому, если ребёнок уверен, что учителя считают его глупым, имеет смысл разобраться, почему он вообще применяет к себе такое слово. Что именно у него не получается? Как это исправить? Неясные опасения сразу перейдут в конструктивное русло.
Чтобы не попадаться в ловушку проекций относительно детей, не стесняйтесь искренне общаться.
Никогда не слушайте советов довериться «преподавательской интуиции», «родительскому чутью» или ещё какой-нибудь тайной силе. Обращение к иррациональному призвано оградить человека от реального пересмотра установок, хотя никакая интуиция не заменит честного разговора напрямую. Этот подход приводит тому, что картина мира становится мифологизированной и стереотипной. В результате спустя годы ребёнок скажет вам такое, что волосы встанут дыбом: оказывается, вы совсем не знали его подлинных интересов и жизненных ценностей.
Катастрофизация
Это уверенность, что неудачи, с которыми мы столкнулись или можем столкнуться, так велики, что их нельзя выдержать. При этом мы обычно не уточняем сами для себя, что это такое — «нельзя выдержать». Яркий пример — страх перед экзаменами. Если ЕГЭ будет сдан на меньший балл, чем нужно, то... Дальше обычно делают страшные глаза и многозначительно молчат, давая возможность представить самое худшее стечение обстоятельств. Сама возможность не поступить в желаемый вуз рассматривается как катастрофа. Хотя на деле это стало бы всего лишь изменением планов.
Психолог Ричард Лазарус, называя катастрофизицию в числе других видов искажений мышления, определяет её как ситуацию, при которой значение негативного события завышено или усиливается. Согласно эксперименту Лазаруса, в случаях, когда стресс зависит от оценки угрозы, а её вред переоценён, стрессовые реакции можно свести на нет, отвлекая человека от ситуации.
Как бороться. Если посмотреть объективно, ужас оказывается преодолимым. Не поступишь в этот вуз — поступишь в другой. В некоторых странах вообще есть практика отложенного поступления, чтобы молодой человек мог год позаниматься самообразованием, волонтерской работой, освоить рабочую профессию прежде, чем заниматься науками. Значит, есть разные способы относиться к образовательной гонке. Источником огорочений является не ситуация как таковая, а массовая истерия.
Также важно не впасть в обратную крайность, обесценивание переживаний. Само собой, для абитуриента его экзамены и поступление сейчас — главная проблема, а его чувства — настоящие и глубокие. Катастрофизация и не предполагает выдумывания проблем на пустом месте, это раздувание значимости объективно существующих проблем. Но по сравнению с бедами детей, вообще не имеющих доступа к образованию, эти печали не так уж велики. Объясните ребенку, что его личностная ценность не зависит от результатов экзаменов, а проблемы решаемы. Или примените классическое «Будет ли тебе это важно через десять лет?».
«Раньше было лучше»
Это высказывание связано с целым ворохом искажений мышления. Согласно экспериментам, люди больше склонны верить информации, которую получают первой — даже если потом получили опровержение. Такой вид ошибки характеризуют как «устойчивость дискредитированных убеждений». Убеждения, один раз отпечатавшиеся в нашем сознании, всё равно продолжают оказывать влияние, и отказаться от них довольно трудно.
Согласно другим экспериментам, впечатление оказывается более положительным, когда кого-то характеризуют как «умного, трудолюбивого, импульсивного, упрямого, завистливого», чем когда эти же слова даются в обратном порядке. Мы склонны расстраиваться из-за потери чего-либо больше, чем радовались бы от обретения того же самого. Словом, к новому мы относимся настороженно, это часть механизмов инстинктивной защиты, которые достались нам от предков. Даже обновление ПО становится для многих стрессом.
Этолог Конрад Лоренц, исследуя импринтинг животных, выяснил, что утёнок, родившийся на свет, принимает первый же объект за маму-утку. Так проявляется адаптивное поведение, которое позволяет животным перенимать повадки. В ходе испытаний утята следовали за животными других видов, заводными игрушками и самим Лоренцом. В отличие от предыдущих ссылок на исследования, это, конечно, метафора, а не релевантный эксперимент. Тем не менее, справиться с преклонением в отношении первого и прежнего людям тоже удаётся не всегда. Еще древние вавилоняне жаловались глиняным горшкам, что молодые люди «злокозненны, нерадивы и не похожи на молодёжь былых времен».
Само собой, ваши сверстники были лучше нынешних детей, прежние ученики — умнее, старая форма экзамена — удобнее... А мороженое когда-то стоило 48 копеек и было по-настоящему вкусным!
Как бороться. Как и остальные виды необъективности, это искажение преодолевается рационализацией. Составьте список плюсов и минусов новой и старой методики, программы, события. Чтобы не дать себе погрузить новое в пучину минусов, введите чёткие параметры для оценки: практичность, удобство, экономия времени — всё, что посчитаете важным. Смиритесь с тем, что в жизни всё может измениться. Главное — понимать, что из новшеств способно принести реальный вред, а что просто невротизирует, поскольку вы на какое-то время теряете знание и контроль.
Рефлексировать о собственном мышлении трудно, потому что предмет и объект в данном случае совпадают. Застать механизмы собственного сознания за работой — это словно увидеть код вместо интерфейса или обнаружить сложную механическую систему за театральными декорациями.
Однако, в отличие от машин, мы способны изменять программу действий, предприняв сознательное волевое усилие. Это означает, что искажения в мышлении поддаются коррекции. Чуть-чуть поразмыслив и задав себе вопрос «а почему, собственно, я так себя веду?» можно перестать беспокоиться и сделать границы своего мира немного шире.
Ментальные ловушки, в которые мы попадаем
Помните выражение «Язык мой — враг мой»? То же можно сказать об уме: мы часто мыслим себе во вред.
В книге американского психолога и философа, профессора Андре Кукла «Ментальные ловушки. Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь» автор весело и непринужденно учит обнаруживать ментальные ловушки и избегать их.
Таких ловушек Андре Кукла насчитал одиннадцать. Все они мешают нам жить, заставляя впустую тратить силы и время, лишая естественной способности радоваться жизни. Хроническое неумение делать нужное дело в нужное время — причина большинства наших несчастий.
Андре Кукла: «Всему свое время. Эту библейскую заповедь мы нарушаем на каждом шагу и попадаем в ловушки: преждевременно тревожимся или медлим в нерешительности, строим планы, которые вскоре опрокинет жизнь, или оттягиваем дело, которое давно пора начать.
Правила безошибочного мышления
Основных причин, по которым мы из раза в раз попадаем в одни и те же ментальные ловушки, три:
Мы не осознаем то, о чем думаем. Если вы полагаете, что мышление и осознание — одно и то же, вы ошибаетесь. Одно вполне возможно без другого. Например, испытывая восторг или, скажем, оргазм, мы прекрасно осознаем, что именно с нами происходит, но мы не размышляем над этим. И наоборот, зачастую люди погружаются в лаву мыслей, совершенно не осознавая их природу. И если первое не приносит вреда, то второе может оказаться крайне разрушительно.
Мы не понимаем, насколько опасны и непродуктивны наши мысли. Зачем распознавать ядовитую поганку, если мы не уверены, что она ядовита? Также и с ментальными ловушками: необходимо четко понимать, как именно они способны осложнить нашу жизнь .
Мы рабы своих привычек, в первую очередь ментальных. Заведомо ошибочный образ мысли представляет собой накатанную схему, стереотип, от которого придется избавляться так же, как курильщики избавляются от своего пагубного пристрастия: пробуя, срываясь, упрямо начиная сначала и в конце концов побеждая».
Итак, о ментальных ловушках из теории Андре Кукла:
1. Упорство
Это обдумывание события, которое давно утратило ценность и смысл. Мы часто досматриваем до конца фильм, который не нравится, доедаем еду, уже насытившись (чтобы не выкидывать), продолжаем что-то доказывать, хотя оппонент уже согласился с нами. Большинство культур рассматривают упорство как добродетель. Начиная что-то, мы заранее настраиваем себя довести дело до конца, хотя часто это уже не имеет никакого смысла. Мы годами растрачиваем себя на несчастливые отношения или нелюбимую работу, упорно пытаясь поддерживать огонь там, где все давно стало пеплом.
Как этого избежать?
Время от времени пересматривайте свои цели и соотносите их со своими действиями. Приносит ли мне это ощутимую радость и реальные результаты? Соотносятся ли мои нынешние достижения с той целью, которую я ставил в начале? Зачем я продолжаю начатое несмотря на явный дискомфорт и неудачи?
2. Амплификация
Это привычка тратить на дело значительно больше сил и времени, чем оно требует. Увидев человека, который пытается убить муху кувалдой, вы посмеетесь или пожалеете его. Однако большинство людей именно так решают свои проблемы. И вы в том числе. Излишняя активность и бесконечная погоня за совершенством могут быть причинами провала. Попытки сэкономить, покупая больше на распродажах, поиск все новых и новых вариантов вместе с невозможностью принять решение — все это формы амплификации.
Как этого избежать?
Снова пляшите от цели. Цель может оправдывать средства, но не наоборот. Утроив старания, вы рискуете получить не лучший результат, а лишь усталость и головную боль. И будьте осторожны: излишняя скрупулезность в сопоставлении целей и затрат может превратиться в очередную амплификацию.
3. Фиксация
Подстерегает нас тогда, когда обстоятельства выше нас. Яркий пример — автомобилист, застрявший в пробке. Он раздражается и безуспешно пытается взять себя в руки, не сознавая, что бессилен. В итоге растрачивает уйму сил и выезжает из пробки измотанным. Хотя результат от этого не меняется — он был бы точно таким же, если бы человек вел себя спокойно.
Как этого избежать?
Радуйтесь! Неожиданно вам досталась самая ценная вещь на свете — время. Если вы не можете распорядиться им ради одной цели, это не значит, что его нельзя потратить с пользой для другого дела. Переключайтесь! Самое лучшее — использовать периоды вынужденного ожидания для удовольствий, на которые в обычной жизни не хватает времени: лишний раз поиграть с ребенком или собакой, позвонить близкому человеку, послушать любимую музыку. Все это наполнит вас энергией.
4. Реверсия
Это переживания по поводу тех дел, стремлений и ожиданий, которые закончились неудачей не по нашей вине. Например, мы собрались на вечеринку, настроились, но в последний момент узнали, что праздник не состоится. Изменить эту ситуацию мы не можем, но часто и принять ее отказываемся: в итоге расстраиваемся по поводу испорченного вечера вместо того, чтобы найти другое развлечение. Эта ловушка противоположна фиксации. При фиксации мы яростно трудимся над тем, чтобы ускорить наступление застывшего будущего. При реверсии мы тщимся изменить необратимое прошлое. И то и другое отнимает у нас силы, энергию и потенциальную возможность провести время с пользой и удовольствием. Ситуация цепляет и опустошает нас.
Как этого избежать?
Единственный способ — это считать неслучившиеся события несуществующими вовсе. Сравните две ситуации: вы рассчитывали получить наследство, но оно досталось другому родственнику. И вторая — на вашем пути не повстречалась фея, не взмахнула палочкой и не сделала вас в мгновение ока богачом. В каком случае вы будете чувствовать горечь и разочарование? Правильно — только в первом. Тому способствует привычка мыслить в сослагательном наклонении, «если бы да кабы», — она лишает нас ресурсов. Хотя по факту та и другая ситуации абсолютно равнозначны — они не существуют в реальности. Именно так к ним и стоит относиться.
5. Опережение
В эту ловушку мы попадаем, когда начинаем дело раньше, чем нужно. В итоге тратим вдвое больше энергии вхолостую. Глупо специально тащиться на почту в воскресенье, чтобы отправить письмо, когда это можно сделать в понедельник по дороге на работу — результат будет тот же .
Как этого избежать?
Трезво оценивайте цель, затраты и желания. Нести письмо в воскресенье имеет смысл, например, если выдался солнечный день и хочется прогуляться. Губительны не только преждевременные действия, но и мысли. Думать заранее — популярная ошибка. По дороге с работы мы строим планы на ужин. За ужином обдумываем, что посмотреть по телевизору. И так без конца. Останавливайте этот процесс, иначе вы будете малоэффективны и в текущих делах, и в будущих. Другими словами, давайте решать проблемы по мере их поступления.
Базовая расшифровка бодиграфа понятным языком