В 1921 году английский учитель и писатель Александр Сазерленд Нилл основал необычную школу. Системы образования и воспитания, принятые в ней, до сих пор вызывают ярые споры сторонников традиционного подхода к педагогике. Однако последователи Нилла считают, что, даже спустя 95 лет своего существования, школа Саммерхилл по-прежнему опережает время и является образцом инновации в образовании.
Философия СаммерхиллаОбразовательная философия Нилла, сформировавшаяся под влиянием Марии Монтессори, Зигмунда Фрейда и Вильгельма Райха, а также собственного богатого педагогического опыта, ярким явлением воплотилась на практике в основанной им школе Sammer Hill.
Главный принцип воспитания детей: «свобода, а не вседозволенность». Кто здесь главный? Все! Все равны: преподаватели и учащиеся, взрослые и дети. Школьные правила создают сами ребята, сами же их иногда и нарушают, отменяют, придумывают новые. Все решается на общих собраниях путем голосования. В Sammer Hill у каждого есть голос, даже у самого младшего. Вот оно — воплощение детской демократии в жизнь.
Старик Нилл верил, что у детей есть права и они — не собственность учителей или родителей. Он предложил ребятам учится только если они сами этого хотят. Здесь никто не заставит маленького гражданина делать что-то. В Саммерхилле свобода и учеба неразделимы. Школа подстраивается под ребенка, а не наоборот. И оценки в ней не ставят, что развивает формирование самооценки у детей.
Здесь прислушиваются к тому, чем хочет заниматься каждый из учеников и, исходя из этого, составляют расписание. Школа Саммерхилл дает детям то, что им нужно, предполагая, что они лучше это понимают, чем их родители. Откуда ребенок знает что для него лучше? Потому что у него есть своя голова. Здесь верят, что ребенок не может раскрыть свой потенциал до конца, если у него нет свободы, чтобы быть самим собой, а не тем, кем хочет видеть его папа или мама.
В фильме Саммерхилл/Summerhill, основанном на реальной жизни этой школы, есть очень любопытный диалог, который прекрасно иллюстрирует суть образовательного процесса, принятого здесь:
— Нам нужен журнал учета посещаемости занятий, — говорит инспектор «Минобраза» (так дети прозвали «страшного зверя» — Министерство Образования).
— У нас такого нет, — отвечает преподаватель школы.
— То есть дети могут решать ходить им на занятия или нет?
— Да, конечно, дети не обязаны ходить ни на какие занятия в Саммерхилле. Выбирая какое-либо занятие, они сами решают — ходить на него или нет. Но если они приходят — то должны учиться и быть активными на уроке. Не честно по отношению к другим ребятам приходить на урок и дурачиться. Для этого у нас достаточно других мест…
— Потом он будет учиться? — вопрос инспектора о ребенке, который вообще отказался ходить на какие-либо уроки.
— Наверное…
— Какой примерно срок означает это «наверное»…?
— В основном пару недель, иногда месяцев. Пока скука или любопытство не возьмут верх, иногда и годы…
— Годы? У детей их нет, — возмутился инспектор.
— Совершенно верно, поэтому Нилл и считал детство таким драгоценным.
— Поздняя философия Нилла очень интересна, но хотелось бы узнать о практической стороне преподавания. Какова стратегия помощи таким детям как он?
— У нас нет никаких стратегий, — улыбнулся преподаватель
.
Кстати, четырехсерийный художественный фильм Саммерхилл/Summerhill обязателен к просмотру тем, кого заинтересовала такая система образования, и кто хочет разобраться в ней на конкретном примере.
Магия СаммерхиллаМногие родители, прочитав первую часть статьи, наверное ужаснулись: философия свободы — это же отговорка, чтобы все могли бездельничать! Как можно давать полную свободу ребенку? Это же опасно — он себе что-нибудь сломает, нашкодит, будет хулиганить, останется необразованным, превратиться в опасного для общества «элемента», преступника… Однако почти столетняя практика существования школы показала противоположные результаты. В чем же магия Саммерхилла?
Разница в том, что здесь доверяют детям и их инстинктам, чего боятся делать родители, так как, возможно, чувствуют гиперответсвенность по отношению к своему ребенку. Вдумайтесь только в саму идею: «свобода, а не вседозволенность». Это значит, что ребенок пользуется своей свободной только до тех пор, пока она не наносит какого-либо вреда другому человеку. Не надо думать, будто здесь царит произвол и безнаказанность. Все права регулируются общими собраниями, на которых не только принимаются некие законы, но и решается виновность/невиновность, а также степень наказания нарушавшего правила. Морально-этические принципы здесь прививаются естественным путем с помощью отношений равных «граждан». Ребята на собственном опыте понимают, что свобода — это не так просто, потому что она накладывает определенную ответственность.
Может быть именно благодаря отсутствию давления и принуждения у детей пропадает злость, агрессия, которые вызывают различные психологические болезни, а также приводят к преступлениям закона уже во взрослой жизни. Нилл понимал детей, он понимал их настолько, что изменил представление об образовании навсегда. Он не верил, что надо заставлять ребят сидеть в классах, когда они этого не хотят и сдавать экзамены, чтобы просто их сдать. Он хотел, чтобы они выросли эмоционально здоровыми. Для этого он дал детям голос.
Сам Александр Нилл в своей книге «Саммерхилл — воспитание свободой» писал:
«Саммерхилл, вероятно, самая счастливая школа в мире. У нас нет прогульщиков и редко случается, чтобы дети тосковали по дому. У нас почти никогда не бывает драк — ссоры, конечно, неизбежны, но мне редко доводилось видеть кулачные бои вроде тех, в которых я участвовал мальчиком. Также редко я слышу, чтобы дети кричали, потому что у свободных детей, в отличие от подавленных, нет ненависти, которая требует выражения. Ненависть вскармливается ненавистью, а любовь — любовью. Любовь означает принятие детей, и это существенно для любой школы. Вы не можете быть на стороне детей, если наказываете или браните их. Саммерхилл — это школа, где ребенок знает, что его принимают».Результаты качества образования здесь впечатляют: 75% учеников после выпуска получают аттестаты с оценками «хорошо» и «отлично». Это цифра больше, чем в обычных школах. Почему так происходит? Преподаватели Саммерхилла заметили, что когда ребенок решает чего хочет, то обучается невероятно быстро и эффективно. Потому что формирование мотивации учения происходит естественным путем, а не навязывается искусственно.
Изначально школа Саммерхилл считалась заведением для так называемых «трудных» детей, угнетенных неблагоприятной обстановкой в семье, давлением, завышенными требованиями со стороны родителей или вовсе обделенных вниманием. Когда они попадали сюда, то раскрывались, буквально расцветали на глазах. Однако годы показали, что это уникальное образовательное учреждение подходит большинству ребят. Детей школы Саммерхилл считают самыми счастливыми в мире.
Комментарии