Хуань (Раздробление): рассеянные облака; разбивать препятствия; развеивать иллюзии, страхи, подозрения; прояснять вещи, преодолевать внутреннее сопротивление; развязывать, разделять; изменять и мобилизовать нечто застывшее; таяние льда, паводок, поднимающийся туман. Иероглиф изображает воду и знак расширения. Он подразумевает изменение формы через расширение или раздробление.
Свершение.
Царь приближается к обладателям храма (к духам предков).
Благоприятен брод через великую реку.
Благоприятна стойкость.Это время, чтобы устранять недопонимание, избавляться от иллюзий и разбирать препятствия. Пусть свет понимания рассеет тьму неведения. Уподобьтесь царю, который строит величественный храм для духовного объединения людей и связи с высшими силами. Время благоприятствует новым проектам и смелым начинаниям. Войдите в реку жизни с осмысленной целью. Распространяйте ясность и понимание. Цари древности приносили жертвы высшим силам, чтобы очистить путь. Разгоняйте туман, открывайте путь и готовьтесь к великим свершениям.
Для понимания данной гексаграммы необходимо вспомнить то, что уже было указано нами в 31-й гексаграмме, – то, что тематика первой части “Книги Перемен” и второй части ее несколько различаются. В первой части мы видели создание деятеля, исходящее из космических сил. Вторая часть- это уже скорее практическая деятельность человека в окружающей его среде. Кроме того, во второй части намечается создание личности, возникновение индивидуального. И именно здесь после всей эпопеи развития сил, их накопления, их переплавки, их выявления вовне, реинтеграции в каждом из окружающих людей, после этого сложного пути, который был очерчен в предыдущих гексаграммах, наступает, наконец, та гексаграмма, которая говорит об индивидуализации, о проявлении полноты самосознания в каждом отдельном человеке. Она носит название Раздробление. Раздробление здесь указывает на возникновение индивидуальности в частном.
Так, единое здесь превращается в единичное. Образ, который авторы “Книги Перемен” выбрали для изображения этого раздробления, заслужит нашего внимания. Верхняя триграмма здесь – ветер, нижняя – вода. Образ этот указывает на то, что если водная гладь, пока ветер не действует, представляется нам некоторым единством, то при первом же ударе ветра на ней появляется множество отдельных раздробленных блесток. И каждый человек, каждая личность воспринимается здесь как нечто самостоятельное. Во время этого процесса само собою должно происходить развитие и свершение этого развития. Этого процесс возникает потому, что радость, бывшая достоянием достигнувшего цели человека, распространена и на всех окружающих людей, и каждый, кто воспринял в себя эту радость, осознавая ее, осознает и самого себя как переживающего эту радость. Таким образом, человек, даровавший радость, может ощущать, что он выполнил все, чему его обязывало его бытие. Он может ощущать, что он выполнил свой долг перед людьми, давшими ему это бытие, перед своими предками. Процесс индивидуализации, намечающийся здесь, является процессом важным и серьезным, и поэтому здесь необходимо предпринимать большие и ответственные действия, в которых, само собою, необходимо сохранять полную стойкость, понимаемую в этом случае как подлинная правота в мыслях, в действиях, в словах.
Внешний и Внутренний миры: Ветер (Дерево) и Вода
Внутренний поток проникает во внешний мир, растворяя преграды и преодолевая препятствия.
Скрытая возможность: 27 (Питание)Устранение препятствий содержит скрытую возможность добычи пропитания для себя и других.
ПоследовательностьВы вдохновляете что-то, а затем рассеиваете это. Осознание этого позволяет пользоваться раздроблением.
ОпределениеРаздробление означает прорыв через препятствие.
СимволВетер дует над водой. Раздробление.
Правители древности приносили жертвы Небу для основания храмов.
Линии гексаграммы
Линия 1Вначале шестеркаНеобходима помощь. Лошадь сильна. Счастье.Вы нуждаетесь в помощи. Она приходит в виде невидимой силы, духа-помощника в образе лошади, который Символизируется нижней триграммой в данном положении. Путь открыт.
Первая позиция характеризует пребывание в самом себе, непроявление вовне; Поэтому здесь силами одной первой позиции еще не достигнута необходимая индивидуализация и раздробленность. Здесь нужна помощь, идущая извне. И ее отмечает “Книга Перемен”. Помощь эта должна быть сильна. Если здесь выбран образ лошади, то, во-первых, потому, что триграмма кань, стоящая внизу, в символике животных относится к лошади, и, во-вторых, потому, что здесь помощь исходит даже от второй позиции, которая занята сильной чертой, также символизирующей лошадь.
Линия 2Девятка втораяПри раздроблении беги к своему престолу.
Раскаяние исчезнет.Сейчас вам нужно найти свое место. Если вы сделаете это, то сможете исправить прошлые ошибки (раскаяние исчезнет).
Во время процесса индивидуализации самое важное – найти свое собственное место. Оно должно быть именно собственным и прочным, тем, чем с точки зрения феодальных авторов “Книги Перемен” представлялся престол. Поэтому в процессе индивидуализации каждый человек должен стремиться к своему престолу. Мы бы сказали, каждый должен занять подобающее ему место. Если это выполнено, то сглаживаются ошибки, совершенные в прошлом, и раскаяние исчезнет.
Линия 3Шестерка третьяРаздробишь свое тело.
Раскаяния не будет.Не отождествляйте себя со своими желаниями, потребностью в самовыражении или стремлением к личной власти. Сосредоточьтесь только на своей цели. Вы не пожалеете об этом.
В процессе раздробления и индивидуализации наибольшую опасность представляет безостановочность этого процесса. Когда в процессе раздробления ему подвергается даже сама индивидуальность, т.е. нечто неделимое, то благоприятный исход наступить не может. Человек будет вынужден горько раскаиваться в том, что он вовремя не остановил процесса раздробления. Однако поскольку третья позиция по самому своему смыслу является устремлением вовне, распадом внутреннего, постольку в данном случае человеку не предстоит раскаяния, ибо, проводя все дальше и дальше распад, он действует только в духе той позиции, которую он занимает в пределах данной ситуации.
Линия 4Шестерка четвертаяРаздробишь свое стадо. Изначальное счастье.
В раздроблении будет холм.
Это не то, о чем думают варвары.Трудность понимания афоризмов на четвертой позиции привела к различным толкованиям. В целом принято считать, что, разделяя свои мысли и поступки, человек находит диалектическое единство в их разнообразии. Варвару (то есть некультурному человеку) такие вещи недоступны.
Процесс раздробления, индивидуализации может быть рассмотрен как двусторонний процесс еще и с другой стороны. Если в известном смысле слова это – раздробление некоего целого и тем самым уничтожение его как целого, то, с другой стороны, здесь вместо многого возникают многие. Их множество в известном смысле слова представляет собою опять-таки некое единство, единство, в котором они представляются целым холмом. Поэтому, если единое “стадо” и разбито на отдельные индивидуумы, то, с другой стороны, коллектив этих индивидуумы представляет собою большой холм. По-видимому, авторы “Книги Перемен” осознавали, что такая мысль, по существу диалектичная, трудна для восприятия, если человек недостаточно развит в культурном отношении.
Линия 5Девятка пятаяПри раздроблении выступает пот от громких воплей.
При раздроблении живи, как царь.
Хулы не будет.Здесь продолжается образное описание процесса индивидуализации. Важно сознавать, что, несмотря на внешнюю фрагментарность, субъект действия (царь) руководит процессом, сохраняя свою целостность. Применительно к человеку это означает, что какими бы разными делами вы ни занимались, должно быть нечто, что связывает их воедино и придает им оттенок вашей личности.
Процесс индивидуализации, раздробления исходит из некоего центра и устремляется к периферии, и на периферии возникают отдельные индивидуумы. Чтобы выразить этот процесс образно, текст говорит здесь о том, как отдельные капельки пота выступают на периферии кожи вследствие того, что внутри человек ощущает жар. Этот процесс индивидуализации должен разноситься повсюду как громкий голос. Но на пятой позиции, которая должна быть руководящей, необходимо поставить себя в центре, что выражается на языке “Книги Перемен” в образе царя, живущего в центре. Это необходимо потому, чтобы внутренне противостоять процессу раздробления и удержаться в нем, не раздробляясь. Только тогда исход может быть благоприятным.
Линия 6Наверху девяткаПри раздроблении твоя кровь уйдет.
Удались. Выйди.
И хулы не будет.При разрешении ситуации человек жертвует собой, отдавая свои силы на благо окружающих. Все, что вам остается,— это уйти, оставив другим плоды своих трудов. Только это может привести к благоприятному исходу.
Чрезмерное развитие процесса раздробления, когда личность отдает себя ради того, чтобы возникли в окружении самостоятельные индивидуумы, приводит к полной отдаче своих сил окружению. Но это так и должно быть. Тут необходим выход за пределы самого себя. В этой жертвенной самоотдаче, возможно, выправить неудачность шестой позиции.