Цзянъ (Течение): постепенное продвижение, медленное и безостановочное проникновение; просачивание, способность принимать любую форму; гибкий, податливый, покорный; текучий, как вода; влиять, воздействовать. Иероглиф изображает воду и Символ проникновения.
Жена уходит к мужу. Счастье.
Благоприятна стойкость.Это время постепенного достижения цели через приспособляемость и мягкое, незаметное проникновение. Образцом служит брачная церемония старшей дочери, которая в Древнем Китае происходила неспешно и с множеством ритуалов. Не берите инициативу на себя. Ждите надлежащего знака или указания для движения вперед. Медленное, но неуклонное продвижение приведет к успеху. Вы обнаружите свое настоящее место и достигнете подлинного мастерства в своем деле. Опирайтесь на собственные духовные силы и на связь с дао, чтобы изменить положение вещей. Действуйте через женщину и женское начало инь. Гармонизируйте свои желания, адаптируйтесь и неспешно проникайте в суть каждой ситуации.
В предыдущем силы были накоплены, восстановлены, переплавлены. Им был сообщен импульс. Они были испытаны в стойкости и теперь могут свободно двинуться вперед к деятельности. Поэтому данная ситуация называется течением. Надо также отметить, что главный образ, проходящий почти через все черты, – это образ лебедя. Это образ водяной птицы, которая гармонирует с названием гексаграммы – Течением. Но для того, чтобы понять данный афоризм, необходимо принять во внимание, что это течение не безразличное, а имеет определенную цель, такую цель, как цель девушки выйти замуж. Само собою, для того, чтобы не сбиться с правильного пути, здесь нужна полная стойкость.
Внешний и Внутренний миры: Ветер (Дерево) и Гора
Внутренняя стабильность создает основу для постепенного выхода и проникновения во внешний мир.
Скрытая возможность: 64 (Еще не конец)Постепенное продвижение содержит скрытую возможность накопления энергии для важных дел.
ПоследовательностьНеподвижность не длится вечно. Осознание этого позволяет пользоваться течением.
ОпределениеТечение означает постепенное продвижение.
СимволДерево над горой. Течение.
Благородный человек пребывает в силе и добродетели, чтобы совершенствовать низменное.
Линии гексаграммы
Линия 1Вначале шестеркаЛебедь приближается к берегу.
Малому ребенку страшно. Будут толки.
Но хулы не будет.В ситуации есть определенная двойственность. Вы покидаете обстановку, более привычную для вас, чтобы встретиться с неведомым. Если вы слабы духом, это может вызвать страх, но в конце концов все кончится благополучно.
Начиная с первого афоризма и далее, текст “Книги Перемен” говорит здесь о постепенном продвижении лебедя. Между прочим, образ лебедя Су Сюнь расшифровывает так: “Лебедь принадлежит к птицам Света, но живет в воде (относимой к категории Тьмы – Ю.Щ.). Когда он находится на воде, то он считает для себя успокоением добраться до суши. Когда же он находится на суше, то он считает для себя радостью добраться до воды”.
Двойственный характер данной ситуации, где необходим отрыв от исходной точки, выражен здесь в образе лебедя, который с водяной поверхности, удобный для него и к которой он приспособлен, выходит на берег в обстановку, менее свойственную ему. Тем не менее, этот путь возникает как необходимый. И “Книга Перемен” рассматривает лишь постепенные этапы его. На первой позиции лебедь только приближается к берегу. Выступление к деятельности может показаться и страшным, но не человеку, полному сил. Только ребенка могла бы напугать большая и длительная дорога. Поэтому если здесь опасность и вызывает некоторые толки, то в конечном счете, поскольку выход вовне здесь необходим, ситуация развернется благополучно.
Линия 2Шестерка втораяЛебедь приближается к скале.
В пище и питье — уравновешенность.
Счастье.Вы находите промежуточную опору. Своевременная помощь приходит извне. Радуйтесь жизни. Путь открыт.
Дальнейшее постепенное развертывание сил, выраженное в образе лебедя, добравшегося до прибрежных утесов, должно быть, прежде всего, построено на гармоническом восприятии того, что помогает человеку и что исходит из окружающей среды. Пища и питье – это то, что все время проникает в человека извне. И в этой поддержке извне человек должен в наибольшей степени проявить свою уравновешенность.
Линия 3Девятка третьяЛебедь приближается к суше.
Муж уйдет в поход и не вернется.
Жена забеременеет, но не выносит.
Несчастье.
Благоприятно справиться с разбойником.Неблагоприятная позиция, связанная с кризисом. Любой неверный шаг может привести к беде. Путь закрыт. Чтобы открыть его, необходимо справиться с разбойником — то есть с тем, что Символизирует отклонение от правильного пути.
На третьей позиции намечается выход из внутренней среды, т.е. из той, которая действующему, а в переводе на образы, данные в “Книге Перемен”, – выход из воды, которая так радует лебедя. Таким образом, здесь лебедь достигает суши, он выходит на нее. Но к жизни на суше он не приспособлен так же, как на первых порах человек, приходящий к деятельности и исходящий из своего неизменного покоя, не приспособлен к деятельности. Поэтому здесь может, как угроза, предстать перед человеком неправильное развитие его пути. Если мужчина уходит в поход, то неправильный и неблагополучный исход его предприятия выражается в том, что он гибнет в походе и не возвращается. Древние китайские авторы “Книги Перемен” единственное назначение женщины видели в продолжение рода. Поэтому для женщины неблагоприятный исход ее выражается в образе возможности зачатия, но невозможности рождения. Такая ситуация может привести лишь к действию, но в нем во имя того, чтобы выбиться из данной ситуации, необходимо совладеть со всеми мешающими элементами ее, необходимо справиться с разбойником, который символизирует все отклонения от правильного пути, т.е. от дальнейшего развития.
Линия 4Шестерка четвертаяЛебедь приближается к деревьям.
Может быть, он и достигнет своего сука.
Хулы не будет.В действии необходима поддержка. Если вы сумеете найти достаточно прочную опору в меняющейся обстановке, все кончится благополучно.
Неприспособленность человека к действию, которая ограничивает его возможности здесь ввиду отсутствия опыта, в значительной мере приводит к тому, что если он и прошел предыдущую ситуацию благополучно, здесь окончательной благотворительности он еще не встречал. Дальнейшее разрешение событий может быть для него как может быть для него как удачно, так и неудачно. Виной всему, конечно, его неприспособленность. Лебедь не приспособлен к тому, чтобы гнездиться на дереве, однако, может быть, он найдет достаточно крепкий сук, на котором он мог бы усесться. Так и действующий человек может найти достаточно крепкую опору для своей дальнейшей деятельности. В последнем случае ситуация может развернуться благополучно.
Линия 5Девятка пятаяЛебедь приближается к холму.
Женщина три года не беременеет.
В конце концов ничто ее не одолеет.
Счастье.Вы прошли долгий путь, но достигнутое кажется бесплодным, так как вам не с кем поделиться своим достоянием. Вы поднялись слишком высоко. Оглянитесь вокруг и подумайте, что можно сделать. Рассудительность откроет путь.
Пятая позиция, расположенная высоко в гексаграмме, выражена здесь в образе холма, на который еще дальше проникает лебедь. Но эта позиция уже настолько удалена от второй и отделена от нее опасной третьей позицией, что плодотворность ее ставится под сомнение. Тот, кто неплодотворен и не создает ничего, может развиться ради себя самого себя и уже в себе самом и для себя может быть сильным. Эта сила, однако, приводит лишь к удовлетворению самого себя, но отнюдь не следует забывать о непродуктивности ее.
Линия 6Наверху девяткаЛебедь приближается к суше.
Его перья могут быть применены в обрядах.
Счастье.Ситуация заканчивается плодотворно и благоприятно. Результатами вашего труда могут воспользоваться другие; вы получите признание и будете пользоваться уважением. Путь открыт.
Шестая позиция стоит в соответствии с третьей, поэтому здесь опять появляется образ суши, на которую движется лебедь. Но цель уже достигнута, уже возможен по достижении цели выход к дальнейшей ситуации. И достижение цели выражается в ценности данной ситуации. С точки зрения авторов “Книги Перемен”, обряд представляет собою действие, в котором с особенной силой выступают на первый план достоинство и ценность. Поэтому, если здесь говорится, что перья лебедя могут быть применены при обрядах, постольку здесь указывается на конечную плодотворность данной ситуации. На предыдущих ступенях “Книга Перемен” предупреждала о замкнутости и неплодотворности, ибо такая замкнутость в себе была бы рецидивом, уже пройденной предыдущей ситуацией и в этом смысле являлась бы злом. Самое важное, таким образом, здесь дать возможность воспользоваться кому-нибудь другому теми результатами, которые получены самим человеком, проходящим данную ситуацию. Перья лебедя, если бы они остались на нем самом, были бы лишены всякого смысла, кроме того, который в них заключен для самого лебедя. Они же, применимые в обряде, являются символом благоприятно достигнутой цели.