Гэнъ (Сосредоточенность): предел, граница, препятствие; тихий, спокойный, неподвижный; отказ двигаться вперед; ограничивать, огораживать; заканчивать, завершать; размышлять о прошлом; прочный, твердый, простой, прямодушный; гора как внешний предел и убежище; также: останавливаться, быть остановленным. Иероглиф изображает глаз и человека, который поворачивается, желая посмотреть, что привело к нынешней ситуации.
Сосредоточишься на своей спине,
Не увидишь своего тела.
Проходя по своему двору, не заметишь соседей.
Хулы не будет.Гора обозначает предел, конец цикла, когда все сущее приходит к полному развитию и самовыражению. Все обретает индивидуальность. Успокойтесь и сдержите желание действовать. Обретите равновесие. Не пытайтесь наступать физически, прозревайте будущее своими чувствами и интуицией. Вы можете плыть в потоке жизни, не испытывая привязанности к вещам и не обременяя себя общественными связями. Оставайтесь там, где вы есть, и размышляйте над внутренней сутью явлений. Определите границы своих возможностей. Подгоняйте события или замедляйте их, когда требуют обстоятельства, но не запутывайтесь в мелочах.
В одном из своих афоризмов крупнейших сунский философ Чэн И-чуань сказал, что человек, понявший суть данной гексаграммы, тем самым уже понял всю суть буддизма. Чэн И-чуань не был буддистом, но был хорошо знаком с буддийской философией своего времени. По-видимому, он дал правильную характеристику, ибо Вань И, который рассматривал “Книгу Перемен” с точки зрения буддийской философии, этой гексаграмме уделяет совершенно исключительное внимание. Если рассматривать то, что он здесь высказывает, то в кратких словах это может быть сведено к следующему. Движение не отделено от покоя. Это коррелятивное понятие. Кроме того, движение зависит от покоя, как и покой, лишены самостоятельного бытия, а возникают лишь одно от другого. И, наконец, остановка движения является покоем, а покой покоя, т.е. остановка покоя, есть движение. Таким образом, эти оба понятия зависимы друг от друга. Если в предыдущей ситуации было показано максимальное движение, то, собственно говоря, в ней самой уже было указано и на покой, и в силу чисто технических причин, в силу невозможности говорить одновременно двоякое в “Книге Перемен”, это рассматривается как два последовательных момента.
Таким образа, данная ситуация, ситуация максимального покоя и сосредоточенности, следует за ситуацией возбуждения. Главные органы восприятия, возбуждающие наше познание, – глаза, – расположены на передней части лица. Поэтому спина, лишенная зрения, слуха, обоняния, вкуса, представляет собою символ, противоположный органам восприятия. Спина – это то, в чем больше всего человек статичен, если считать вместе с Вань И, что динамика восприятия сосредоточена в самих органах восприятия. В данной ситуации имеется в виду такая сосредоточенность, при которой человек не ощущает даже самого себя, он целиком пребывает в своей неподвижности, в своей спине. Может быть, он даже и будет действовать, но в этом действии он не воспримет ничего из окружающих его вещей и людей. Можно было бы думать, что такая отрешенность, погруженность в себя могли бы привести к полному отрыву от мира. Однако, поскольку здесь имеется в виду лишь временная, преходящая ситуация, лишь один абстрагированный момент, постольку в общем данная ситуация не может привести к дурному результату.
Внешний и Внутренний миры. Гора и Гора
Завершающие слова подводят итог сказанному и наводят на мысли о невысказанном.
Скрытая возможность: 40 (Разрешение)Остановка и Определение предела содержат скрытую возможность освобождения от накопившегося напряжения.
ПоследовательностьВозбуждение не длится вечно. В конце концов вещи успокаиваются. Осознание этого позволяет пользоваться сосредоточенностью.
ОпределениеСосредоточенность означает успокоение вещей.
СимволСоединенные горы. Сосредоточенность.
Благородный человек глубоко размышляет, но не делает окончательных выводов.
Линии гексаграммы
Линия 1Вначале шестеркаСосредоточенность в пальцах ног.
Хулы не будет.
Благоприятна вечная стойкость.Действие останавливается, не успев начаться. Это не ошибка. Ожидание благоприятно для вас.
Стойкость и неподвижность, не изменяющиеся в самих себе, гармонически сочетаются со всем смыслом данной ситуации. Поэтому она может быть здесь наиболее благоприятной. Но процесс сосредоточенности здесь только в самом начале своего развития. По символике тела здесь “Книга Перемен” совершенно естественно говорит о сосредоточенности в пальцах ног. Постепенно эта сосредоточенность должна распространяться все дальше и дальше на всего человека.
Линия 2Шестерка втораяСосредоточенность в икрах.
Не спасешь того, за кем следуешь.
Его сердце невесело.Ситуация развивается, однако движение попрежнему затруднено. Вам ничто не угрожает, но вы не можете помочь близким людям.
Вторая пассивная позиция занята здесь слабой чертой, и это вдвойне характеризует сосредоточенность, остановку, бессилие, неподвижность и т.п. Однако ситуация должна как-то развиваться. Более того, вторая позиция характеризуется тем, что она должна вести за собой и следующую, должна импульсировать ее к дальнейшему движению. Однако слабость, свойственная ей, приводит к тому, что это импульсирование здесь в высшей степени затруднено.
Линия 3Девятка третьяОстановка в бедрах. Они отходят от поясницы.
Ужас охватывает сердце.Наступает момент кризиса. Вы не можете двинуться с места и как будто разрываетесь надвое. Страх перед будущим и горькие воспоминания терзают ваше сердце. Необходимо что-то предпринять.
После двух позиций покоя, т.е. первой и второй, наступает третья, которая является сама по себе переломным моментом и которая занята качественно иной, сильной чертой. Перелом здесь особенно ощутим. Вся опасность данной ситуации сосредоточенна в этой позиции. Остановка, сосредоточенность охватывает человека все дальше и дальше. Он уже не может шелохнуться, и в нем самом точно происходит раскол.
Линия 4Шестерка четвертаяСосредоточенность в туловище.
Хулы не будет.Вы достигли определенной гармонии, успокоив противоречивые устремления. Это позволяет вам избежать неприятностей.
Все дальше развивающаяся статичность данной ситуации приводит к тому, что сосредоточенностью охвачено все тело человека, но поскольку здесь опять, как и на второй позиции, мы встречаем гармоническое сочетание пассивной, четной позиции и слабой теневой черты, постольку здесь это положение хотя и может казаться опасным, однако страх будет напрасен.
Линия 5Шестерка пятаяОстановка в шее.
В речах пусть будет стойкость.
Раскаяние исчезнет.Совершенствуя навыки общения, вы исправляете ошибки, совершенные в прошлом. Ваша речь становится ясной и убедительной; печали и сомнения исчезают.
Наконец максимально выявляется сущность ситуации. Если ее сущность – покой, то, как мы видели в общем, введении, покой чередуется с движением, как и движение с покоем. Именно благодаря этому возможно наступление ритмического чередования покоя и движения и их гармоническая последовательность. Больше всего ритмика выражается в речи, главным органом которой является гортань, скрытая в шее. При правильном действии речи может быть достигнута та ритмическая гармония, которая помогает человеку исправить все ошибки, допущенные в прошлом.
Линия 6Наверху девяткаЗакрепи сосредоточенность.
Счастье.Эта позиция благоприятствует щедрости, честности и великодушию. Проявляйте эти качества, и вы обнаружите их в других людях. Путь открыт.
Шестая позиция данной гексаграммы является главной в ней. Здесь больше всего достигается остановка, сосредоточенность, покой. Максимальное развитие покоя приводит к тому, что он сам останавливает себя, и так дается выход из всей данной ситуации. Закрепить покой, т.е. приостановить его, – значит перейти к движению.