Куй (Разлад): разделять, противостоять, двигаться в разных направлениях; разлад, конфликт; далекий, отдаленный; враждебность, гнев; астрономическое противостояние; полная противоположность на одной оси координат.
В незначительных делах счастье.Это время разлада и противостояния. Люди движутся в разных направлениях. Приспосабливайтесь к обстоятельствам и не навязывайте свою волю; тогда путь будет открыт. Превращайте конфликты в творческие противоречия. Разлад подразумевает отчужденность. Вы сталкиваетесь с внешним, чужим, незнакомым. Отделяя вещи друг от друга, вы можете увидеть основу для их объединения. К примеру, Небо и Земля противостоят друг другу, но действуют сообща. Мужское начало противоположно женскому, но их цели часто совпадают. Весь сонм существ различен, но они занимаются сходным. Смотрите на то, что разделяет людей и объединяет их. Это поможет постигнуть суть истинного величия.
Если семья устроена неправильно, т.е. если, прежде всего глава ее не развивает в себе необходимых качеств, если семья предоставлена самой себе, то в ней с необходимостью возникает разлад, т.е. та ситуация, которая рассматривается здесь. Данная гексаграмма комментируется еще со следующей стороны. Триграммы, ее составляющие, по семейной символике “Книги Перемен” обозначают среднюю дочь и младшую дочь, т.е. двух женщин. Как говорят китайские комментаторы, в одном доме две женщины не могут жить в мире, между ними с необходимостью возникает разлад. Само собой, и в такой обстановке кое-что может быть сделано, но то только незначительные мелкие дела. Поэтому и текст говорит здесь о мелких делах, которые могут быть благоприятны. С другой стороны, этот образ, независимо от символики семьи, рассматривается еще комментаторами и так: верхняя триграмма здесь огонь, могущий подняться, двигаться вверх; нижняя триграмма здесь водоём, для него характерно движение в глубину, т.е. вниз. Таким образом, между верхней и нижней триграммой происходит разрыв, который самым ярким образом выражен в 12-й гексаграмме. Как там был распад, так здесь – разлад.
Внешний и Внутренний миры: Огонь и Водоем (Туман)
Конфликт между внутренней формой и внешним сиянием поддерживается в творческом равновесии.
Скрытая возможность: 63 (Уже конец)Разлад и противостояние содержат скрытую возможность освобождения от накопившейся напряженности.
ПоследовательностьКогда путь домашних исчерпан, неизбежно наступает разлад. Осознание этого разрешает противоречие.
ОпределениеРазлад означает то, что вовне.
СимволОгонь наверху, туман внизу. Разлад.
Благородный человек (в равной мере) примиряет и разделяет.
Линии гексаграммы
Линия 1Вначале девяткаРаскаяние исчезнет.
Когда потеряешь коня, не гонись за ним. Он и сам вернется.
Увидишь злого человека — хулы не будет.Не решайте свои проблемы кавалерийским наскоком. То, что вы утратили, вернется само по себе. Не принимайте участия в бурных конфликтах. Достаточно увидеть сущность плохого человека, чтобы обезопасить себя от его поступков.
Во время разлада самое лучшее – не принимать в нем участия, предоставив событиям течь самим по себе и, не вмешиваясь в них, ждать, когда данная ситуация минет и можно будет что-нибудь сделать. Достаточно увидеть этот разлад, и самое созерцание его и понимание его качества дадут возможность направить свою деятельность так, что она не приведет к дурному результату. Так, достаточно увидеть злого человека как именно злого, для того чтобы понять, как следует себя вести по отношению к нему, и тем самым обезопасить себя от его действий.
Линия 2Девятка втораяВстретишь господина в закоулке.
Хулы не будет.Вам предстоит важная встреча с тем, кто окажет помощь и направит вас на верный путь. Это не случайность.
Пассивная выжидательная позиция, которая должна быть занята здесь, не исключает возможности встречи с высшим, ибо оно может оказаться и в таком захолустье, которое представляет собою атмосфера разлада. То, что здесь эта встреча возможна, объясняет комментаторами через образ соответствия второй позиции и пятой, которой свойственно качество мягкости и податливости в контексте данной гексаграммы, т.е. качество милостивой снисходительности.
Линия 3Шестерка третьяУвидишь, что воз оттягивают вспять и вола задерживают.
У человека в нем обрезаны волосы и нос.
Не в твоей власти начало, но в твоей власти конец.Вы обращаете на события больше внимания, чем они того заслуживают. В результате вы топчетесь на месте и теряете силы. То, что происходит, началось не по вашей вине, но вы можете положить этому конец.
Третья позиция, расположенная между второй и четвертой, склоняет человека к тому, что он обращает на них больше внимания, чем это следует. Здесь именно не следует обращать внимания на действия окружения, т.е. вторую и четвертую позиции, которые, конкурируя друг с другом, представляют собой этот разлад. Наоборот, если бы человек обратил внимание на воздействие извне, на спорящие стороны, то это значило бы, что он остановился на данной позиции, тогда как именно с нее нужно сойти. Это значило бы, что он лишился возможности движения вперед, или, иными словами, он сам подверг себя казни. Для того чтобы преодолеть это, надо думать, что в данной ситуации сам человек невиновен, не в его власти начало этой ситуации, и только правильным поведением своим он может достигнуть того, что конец этой ситуации будет сделан таким, каким это необходимо для него.
Линия 4Девятка четвертаяРазлад и одиночество.
Если встретишь великого мужа и если связь с ним будет правдивой,
То хотя и ужасно, но хулы не будет.В одиночестве и уединении вы встречаетесь с вышестоящей силой. Если связь с ней будет правдивой (то есть связь в духе), то вы найдете в себе силы преодолеть разлад. Положение тяжелое, но никто не осудит вас за содеянное.
Первая позиция характеризовалась стремлением предоставить событиям течь, как они протекают. Поэтому силы первой позиции не оказывают никакого влияния на остальные события. И четвертая позиция, которая по закону соответствий могла бы быть поддержана только первой, указывается символом того, кто оставлен в полном одиночестве во время разлада. Здесь следует не столько рассчитывать на поддержку со стороны первой позиции, сколько на связь с тем, кто символизирован на следующей позиции. Само собой, это положение может быть названо ужасным, но если связь с вышестоящим будет правдивой, то даже в одиночестве будут найдены необходимые силы для преодоления разлада.
Линия 5Шестерка пятаяРаскаяние исчезнет.
Этот сообщник прокусит кожу.
Если выступишь, то какая может быть хула?Ваши невзгоды и печали исчезают. Человек, встреченный на второй позиции, прокусывает кожу — то есть рассекает перегородку и восстанавливает вашу связь с внешним миром. Вас наполняет новая сила. Это время благоприятно для решительных действий и выхода из ситуации разлада.
Пятая позиция, наконец, приводит к тому, что намечается выход из ситуации разлада. Поэтому при правильном действии на ней не в чем будет раскаиваться. Кроме того, пятая позиция здесь может найти поддержку в том человеке, который представлен второй чертой. Если она отстоит от данного человека на некотором расстоянии и две черты их разделяют, точно перегородка, “кожа”, о которой говорит текст, то все же в силу соответствия это препятствие может быть устранено. И самое лучшее при полном развитии сил, нужных для преодоления разлада, – выступить из данной ситуации.
Линия 6Наверху девяткаРазлад и одиночество.
Увидишь свинью, покрытую грязью.
Увидишь, что бесы наполняют колесницу.
Сперва натянешь лук, потом отложишь его в сторону.
Если бы не разбойник, был бы брак.
Если, выступая, встретишь дождь, то будет счастье.Разлад предстает перед вами во всей своей грязи и косности. Вы осознаете, что это ложное состояние, лишенное внутреннего смысла. Попытки бороться с ним бесполезны, потому что оно должно миновать само собой. Время примирения еще не настало, однако разрядка напряженности, выраженная в образе дождя, открывает путь к лучшему будущему.
На шестой позиции, т.е. в апогее разлада, перед человеком предстает разлад во всей своей силе, во всей своей грязи и безобразии. Если человек здесь и предпринимает какие-нибудь действия против него, то вскоре может убедиться, что действия эти тщетны, ибо разлад, как ложное отношение между людьми, лишен субстанциональности. Такой человек увидит, что это не подлинные, а потому и непостоянные отношения между людьми. Поэтому если он предпринимает против разлада какие-нибудь действия, то вскоре поймет, что эти действия излишни, ибо ситуация сама собой должна миновать. Здесь могло бы быть полное воссоединение враждующих сторон. Но все же сам разлад, олицетворенный в образе разбойника, здесь еще продолжает действовать. Но действие его таково, что в силу окончания данной ситуации напряженная атмосфера должна разрядиться, точно грозовая туча должна пролить дождь.
Комментарии
Базовая расшифровка бодиграфа понятным языком