Пи (Упадок): закрывать, останавливать, преграждать путь; препятствие; неспособность продвинуться вперед или преуспеть в деле; отрицать, отказывать, выражать неодобрение; дурной, злой, неудачливый, порочный, несчастный. Иероглиф изображает человеческий рот в сочетании со знаком запрета, что указывает на препятствие для общения.
Великое уходит, малое приходит.
Не благоприятна благородному человеку стойкость.Это время, когда возможность творческого общения сводится к минимуму. Вам препятствуют ничтожные люди с мелкими целями. В ситуации нет ничего благоприятного. Если вы попытаетесь действовать, то встретите сопротивление и потерпите неудачу. Ваши слова будут отвергнуты. Ваши поступки могут быть встречены с неодобрением и осуждением. Великое и важное уходит; малое и незначительное, связанное лишь с сиюминутной выгодой, приходит. Это означает, что вы не сможете реализовать свои планы. Вы должны приспособиться к обстоятельствам и отступить в тень. Не смешивайтесь с другими людьми, не становитесь частью группы. Избегайте брать на себя ответственность. Измените свои представления о себе и окружающих. Если вы останетесь в тени, то сможете извлечь выгоду из своего положения. Это время вынужденной изоляции и разрыва прежних связей. Ситуация возникла не по вашей вине. Те, кто сейчас главенствуют, думают только о своей выгоде. Пока что их линия преобладает.
Пожалуй, ни в одной паре гаксаграмм их противоположность не выступает столь заметно, как в данной гексаграмме и в предшествующей. Это ощущалось всегда настолько, что названия данных гкесаграмм создали идиоматическое выражение в китайском языке, соответствующее нашему “как небо и земля”, т.е. “совершенно несхожи”. Это выражение засвидетельствовано уже в поэме “О жене Цзяо Чжун-цина”, крупнейшем китайском эпосе, который сложился на рубеже II и III вв. н.э. Но, конечно, возможно, что этот идиом существовал и раньше. Полное несходство выражено здесь не в пространственной статике, а в динамике развития, где Расцвет и Упадок – наибольшая противоположность. Там – единение и взаимодействие сил Света и Тьмы, Неба и Земли. Здесь – полное отсутствие связи между ними. Небо (триграмма “творчество”) здесь наверху и стремится все выше; земля (триграмма “исполнение”) здесь внизу и не может подняться вверх. Между ними взаимодействия здесь нет.
Свет – великое – здесь отходит, а тьма – малое – приходит: картина, противоположная предыдущей. Если там речь шла о весне, то здесь она может идти лишь об осени. Это, конечно, не значит, что здесь приостанавливается всякая деятельность. Наоборот, здесь могут быть весьма активны некоторые силы, но это силы низшего порядка. Выражаясь языком комментаторов, здесь действуют ничтожества, которых сам текст называет “негодными людьми”. Чтобы понять закономерность возникновения данной ситуации после предыдущей, надо лишь принять во внимание, что там в содержание понятия Расцвет входило полное принятие отрицательных элементов. Когда же силы творчества в конце предыдущей ситуации начинают иссякать и повышается укрепление самостоятельности этих отрицательных элементов, то при логическом развитии данного процесса ситуация необходимо приходит к той, которая выражена в настоящей гексаграмме. В ней выражается то положение, при котором после достижения высот познания происходит срыв и все тормозящие силы, все реакционное начинает действовать, не подчиняясь активному познанию.
Причиной тому то, что часто случается в практике познания: во время высшего напряжения познания при недостаточной ясности мысли действительностью признается иллюзия, весьма мало отличная от истины. Так сказать, “почти истина” бывает причиной величайшего падения познания. Этот процесс нарастающего заблуждения выражен в данной гексаграмме. Он протекает, как и все другие процессы, двумя последовательными волнами. Но в афоризмах отдельных черт не столько указывается характеристика ситуации, сколько действия, качества и т.д., необходимые для преодоления данной ситуации. На этой гексаграмме заканчивается процесс самостоятельного развития личности. Для дальнейшего плодотворного развития ей необходимо погрузиться в общество, прийти к ей подобным личностям для совместной деятельности. Это выражено в названии следующей гексаграммы: Единомышленники. Афоризм настоящей гексаграммы отражает лишь свое существенное из приведенных мыслей, но они находят свое подтверждение и в афоризмах отдельных черт, и в общей системе.
Внешний и Внутренний миры: Небо и Земля
Внешняя борьба препятствует внутреннему росту и ограничивает его.
Скрытая возможность: 53 (Течение)Осознание препятствия содержит скрытую возможность постепенного приближения к цели.
ПоследовательностьЗа расцветом приходит упадок. Осознание этого позволяет выждать время.
ОпределениеРасцвет и упадок меняют ваши ценности на противоположные.
СимволНебо и Земля не соединяются. Упадок.
Благородный человек бережливо пользуется своей силой, чтобы изгнать косность.
Благородный человек не допускает роскоши и потому может пользоваться своими преимуществами.
Линии гексаграммы
Линия 1Вначале шестеркаКогда рвут тростник, то другие стебли тянутся за ним,
Так как он растет пучком.
Стойкость — к счастью. Развитие.Упадок еще только начинается. Сейчас пора отступить вместе с теми, кто подобен вам. Стойкость и выдержка открывают путь.
Здесь процесс упадка лишь в самом начале. Он еще легко преодолим. Еще не дает себя почувствовать индивидуальная обособленность, и возможна совместная деятельность единомышленников. Именно такая коллективность может здесь спасти положение. Нужно только стойкое сохранение ее. Тогда еще возможно развитие, ибо совместными усилиями еще можно понять вред “почти истины” и вовремя прекратить его, сразу же устремившись к тому, что вполне истинно.
Линия 2Шестерка втораяОхвати примыкающих к себе.
Ничтожным людям — счастье.
Великому человеку — развитие в упадке.Принимайте даже ничтожное для использования в будущем. Малому путь открыт, но великий человек, который ведет за собой меньших, осознает неблагоприятность ситуации. Однако даже упадок может быть использован для развития.
Данная ситуация – ситуация упадка. Но текст – не только описание, здесь дается совет, как преодолеть упадок. Именно здесь это возможно, ибо данная позиция, как центральная, занятая слабой чертой, нормально имеет правильное соответствие в активной пятой позиции. Здесь еще “ничтожества”, символизирующие все реакционное, могут примкнуть к идущему вперед человеку. Именно ему указывается на необходимость принять их. Для них это счастье, ибо в таком принятии намечается возможность их правильного роста. Но для такого великого человека, ведущая за собой меньших, все же ситуация остается ситуацией упадка. Однако из нее он в состоянии найти выход в том, что с полной активностью принимает к себе тех, кто примыкает к нему. Если он решается на это, то никто уже не может смутить его в его развитии. Однако, с другой стороны, приверженность к “почти истине” здесь усиливается настолько, что ситуация благоприятствует деятельности одних ничтожеств. Деятельность подлинного искателя истины здесь испытывает громадные ограничения. Однако они лишь служат импульсами к их преодолению для того, кто по праву может, называется искателем истины, т.е. человеком, живущим познавательной жизнью.
Линия 3
Шестерка третьяБудешь полон стыда.Кризис вступает в решающую фазу. Все усилия оказываются тщетными; осознание этого приводит к чувству стыда. Ваши поступки несвоевременны. Займитесь самоанализом.
Кризис, представляющий собой всегда крайне затруднительное положение в ситуации упадка, становится особенно острым. В постепенном обострении упадка именно третья позиция представляет собой наибольшую глубину его, ибо следующие за ней позиции уже выражают известное освобождение от упадка. В символике Книги это выражено тем, что они заняты триграммой “творчество”, полной активности для преодоления упадка. Здесь же максимальное развитие сил Тьмы. В познании они приводят человека к тому, что он принимает подобие истины за самую истину. Ничто здесь не может изменить положение, никакое активное вмешательство самого человека невозможно. При осознании этого положения человека охватит чувство стыда, и оно может целиком смутить его. И активность его может быть направлена лишь на то, чтобы мужественно перенести это чувство.
Линия 4Девятка четвертаяБудет веление свыше — и хулы не будет.
Все, кто с тобой, придут к благословению Неба.Вам предоставляется возможность исправить нанесенный ущерб. Это веление свыше. Однако вы еще не можете улучшить положение самостоятельно, поэтому заручитесь поддержкой — тогда исход будет благоприятным.
Самостоятельное спасение положения недостижимо еще и здесь. Только как милость может быть оказана помощь от того, кто занимает следующую, более благоприятную позицию.
Это возможно потому, что период, охваченный характеристикой триграммы “исполнение”, уже миновал и наступает другой период, отличенный триграммой “творчество”. Она символизирует также и небо, которое мыслилось в древнем Китае как инспиратор судьбы. По этим воззрениям (отраженным в самом языке) воля неба и судьбы совпадают. Вступление в период данной триграммы “творчество” обозначает “наличие неба”, благодаря которой ситуация улучшается и положение становится безупречным. Это еще находит, поддержу и в том, что все силы Света здесь действуют совместно, как объединенные в одну триграмму. Так же совместно они действовали и на первой позиции предыдущей гексаграммы. Все это характеризует положение, в котором дается впервые возможность исправить ущерб от ложных убеждений, от убеждений, в которых подобие истины было принято за истину. Это возможность исправления должна быть импульсирована со стороны наиболее прогрессивных элементов познания или от человека, ушедшего в своем развитии вперед.
Линия 5Девятка пятаяОстанови упадок.
Великому человеку — счастье.
Да погибнет, да погибнет упадок!
Укрепи счастье, точно привяжи к растущей шелковице.Упадок должен быть остановлен. Это произойдет не произвольно, а благодаря активному вмешательству в ситуацию. -Путь открыт. Но усилия необходимо прикладывать постоянно, чтобы новое положение вещей могло укрепиться.
Максимальное развитие сил творчества, наступающее на данной позиции, дает возможность, несмотря на общую ситуацию упадка, проявить такую деятельность, благодаря которой процесс упадка может быть приостановлен. Но это не совершается автоматически, само собою, а требует энергичного и бдительного вмешательства самого человека. Это энергия выражена и в том, что это пятая (активная) позиция и что занята она световой (деятельной) чертой, средней (кульминирующей) в триграмме “творчество”. Такая сила здесь в согласии с нормой занимает позицию великого человека и имеет правильное соответствие – резонанс во второй слабой, податливой черте. Поэтому и в афоризме выражено счастье, ожидающее такого великого человека, который в состоянии приостановить процесс упадка. Однако это положение еще не таково, чтобы на нем была допустима благополучная бездеятельность. Упадок ведь все еще наличен, и непрерывно надо следить за тем, чтобы не погибло это начало ликвидации упадка. Его следует сильнейшим образом укрепить – словно привязать к буйно растущей шелковице, которую невозможно вырвать с корнем. Так познание, постепенно очищаясь от господства иллюзий, должно быть бдительно укреплено для того, чтобы избежать состояния упадка.
Линия 6Наверху девяткаНизвержение упадка.
Сначала упадок, а потом радость.Упадок не только преодолен, но и низвержен. Это вполне достаточная причина для радости. Пусть прошлое пройдет; к чему сожалеть о вещах?
На этой последней позиции заканчивается ситуация упадка. Вся предыдущая деятельность была направлена к ликвидации его. Вот почему наступает момент, когда процесс упадка должен быть, не только приостановлен, как на предыдущей ступени, но и низвергнут. Однако даже здесь он дает себя чувствовать со всеми присущими ему чертами, с его подменой истины “почти истиной” и т.п., так что на первых порах и данная позиция характеризуется упадком. Но все же дело обстоит так лишь в начале. После этого наступает радость преодоления упадка. Это радость ведет к следующей ситуации, охарактеризованной коллективностью работы.