Устав от дешевых перепалок в соцсетях и на телевидении, TrendSpace решил подслушать за великими и узнать, что думали друг о друге знаменитые писатели, художники, режиссеры и другие представители культурных профессий.
Писатели

Марк Твен
Главными любителями покритиковать братьев по ремеслу традиционно считаются писатели. Они же по долгу службы злословят наиболее изящно и основательно. Обычно жертвами нападок со стороны едких литераторов становятся их современники, но порой достается и предшествующим поколениям. На место заморского хейтера №1 претендует Марк Твен. Из русскоязычных мастеров слова особой любовью к острым "шпилькам" славятся Иван Бунин и Владимир Набоков.
Итак, вот скромный перечь нескромных мыслей писателей по поводу друг друга:
Марк Твен о Брете Фрэнсисе Гарте: "Гарт — лжец, вор, жулик, сноб, алкоголик, тряпка, трус, предатель и скрывает свое еврейское происхождение так тщательно, будто считает его позорным".
Марк Твен о Фениморе Купере: "В творчестве Купера имеются некие недостатки. В одном только "Зверобое" на скромных 2/3 страницы Купер совершил 114 преступлений против литературы из 115 возможных".
Марк Твен о Джейн Остин: "Я не считаю, что у меня есть право критиковать других авторов, и делаю это, лишь когда меня попросту трясет от ненависти. Мне часто хочется критиковать Джейн Остин — ее книги сводят меня с ума настолько, что я не могу с собой совладать. Каждый раз, когда я читаю "Гордость и предубеждение", мне хочется выкопать ее труп и вдарить ей по черепу ее же берцовой костью".
Уильям Фолкнер о Марке Твене: "Писака, которого в Европе не посчитали бы даже четверосортным, нарядивший литературное старье в новую одежду местного производства, чтобы заинтриговать людей поверхностного и ленивого ума".
Эрнест Хемингуэй об Уильяме Фолкнере: "Несчастный Фолкнер. Неужели он действительно думает, что большие мысли идут от больших слов?"
Уильям Фолкнер об Эрнесте Хемингуэе: "Он не в состоянии использовать слова, способные заставить читателя заглянуть в словарь".
Эрнест Хемингуэй об Уильяме Фолкнере: "Вы когда-нибудь слышали о человеке, который бы пил на работе? Это Фолкнер. Он иногда этим грешит — я могу с точностью указать на страницу, когда он уже выпил свою первую рюмку".
Эрнест Хемингуэй о Джеймсе Джойсе: "По-моему, он просто идиот, я думаю, что его книга (роман "Улисс". — Прим. ред.) еще причинит большой вред нашей стране. Я снова перечитаю ее, чтобы дать вам точный ответ. Но не обязательно есть целую тарелку струпьев, чтобы узнать, что это струпья. Надеюсь, он покончит жизнь самоубийством".
Гюстав Флобер о Жорж Санд: "Большая корова, полная чернил".
Иван Бунин о Максиме Горьком: "Вот уже сколько лет мировой славы, совершенно беспримерной по незаслуженности, основанной на безмерно счастливом для ее носителя стечении не только политических, но и весьма многих других обстоятельств — например, полной неосведомленности публики о его биографии".
Иван Бунин о Владимире Маяковском: "Маяковский останется в истории литературы большевицких лет как самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства, по части литературного восхваления его и тем самым воздействия на советскую чернь".

Владимир Набоков
Владимир Набоков обо всех О Федоре Достоевском: "Его полное отсутствие вкуса, монотонный анализ страдающих от фрейдовских комплексов героев, а также то, что он полностью погряз в трагических злоключениях человеческого достоинства, — всем этим тяжело восхищаться".
Снова о Достоевском: "Дешевый любитель сенсаций, вульгарный и невоспитанный".
О Джозефе Конраде: "Не выношу его стиль сувенирной лавки с корабликами в бутылках, бусами из ракушек и другими романтическими клише".
Об Эрнесте Хемингуэе: "В умственном и интеллектуальном плане он безнадежно юн. Ненавижу его истории о колоколах, мячах и быках" (в оригинале лучше: "about bells, balls, and bulls". — Прим. ред.).
О Николае Гоголе: "Когда я хочу, чтобы мне приснился настоящий кошмар, я представляю себе Гоголя, строчащего на малороссийском том за томом "Диканьки" и "Миргорода": о призраках, которые бродят по берегу Днепра, водевильных евреях и лихих казаках".
О Томасе Манне: "Крошечный писатель, писавший гигантские романы".
Об Уильяме Фолкнере: "Летописец початков кукурузы. Считать его произведения шедеврами — абсурд. Ничтожество".
О романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго": "Ненавижу. Мелодраматично и дурно написано. Считать его шедевром — абсурдное заблуждение. Пробольшевисткий роман, исторически неверный. Жалкая вещь, неуклюжая, тривиальная, мелодраматичная, с избитыми ситуациями и банальными совпадениями".
О Максиме Горьком: "Потрясающая посредственность".
О Николая Чернышевском: "Его судьба трогательна, его работы смехотворны".
Коротко о Жан-Поле Сартре: "Даже хуже, чем Камю".
Художники

Сальвадор Дали
Как и писатели, художники не прочь выступить в роли критиков, когда речь заходит об их известных коллегах. Мы заметили, что чаще всего нападкам подвергаются представители других течений: один из последних мастеров фигуративного искусства Фрэнсис Бэкон ругает неоабстракцию Джексона Поллока, а сюрреалист Сальвадор Дали — абстракциониста Пита Мондриана. Кстати, эпатажный обладатель знаменитых усиков вообще охоч до критики:
Сальвадор Дали о Пите Мондриане: "Идиоты-критики несколько лет произносили имя Пита Мондриана, как будто он — квинтессенция духовной жизни. Они цитировали его при любом подходящем случае. Пит об архитектуре, Пит о поэзии, Пит о мистицизме, Пит о философии, Пит о белом, Пит о желтом, Пит, Пит, Пит… Ну а я, Сальвадор, скажу, что Piet без буквы i был бы лишь Pet, что по-французски значит "пердеж".
Сальвадор Дали о Поле Сезанне: "Одно из мероприятий в Нью-Йорке я начал, объявив трем тысячам зрителей, что Сезанн — это катастрофа неуклюжести… Мне аплодировали, в основном потому что никто не знал, кто вообще такой этот Сезанн".
Сальвадор Дали о работах Джексона Поллока: "Расстройство желудка после плохого рыбного супа".

Джексон Поллок, Mural
Фрэнсис Бэкон о Джексоне Поллоке: "Картины Джексона Поллока, может, и симпатичны, но это не более чем украшение. Они выглядят как старое кружево".
Энди Уорхол о Джаспере Джонсе: "О, я думаю, он прекрасен. Он готовит прекрасные ланчи".
Марк Шагал о Пабло Пикассо: "Какой гений этот Пикассо… Жалко, что он не рисует".
Ренуар о Леонардо Да Винчи: "Он вселяет в меня скуку. Лучше бы он и дальше занимался своими летательными аппаратами".
Линдер Стерлинг о Дэмьене Херсте: "Мертвые бабочки, коровы, лошади, люди, овцы и акулы — похоже на инвентаризацию похоронного Ноева ковчега. Сколько нарезанных телят, подвешенных в формальдегиде, нужно миру? По-моему, ни одного".
Фрида Кало о европейских сюрреалистах: "Они настолько "интеллектуальны", что нет сил больше их выносить. Я скорее буду продавать тортилью на рынке, чем снова свяжусь с этими "артистическими" парижскими сучками".
Альберто Джакометти о работах Пабло Пикассо: "Уродство. Старомодно, вульгарно, без всякой чувственности, отвратительно и в цвете, и без него. Очень плохой художник".
Клод Моне о французских художниках-реалистах: "Несчастные слепые кретины! Они хотят видеть все четко даже через туман".
Уильям Блейк о Рубенсе: "На мой взгляд, Рубенс ужасен. Грязно-коричневый цвет его теней напоминает цвет экскрементов".
Режиссеры

Ингмар Бергман
Режиссеры, как кажется, менее склонны к злословию, чем писатели и художники, и судят друг о друге относительно сухо и объективно. Большим количеством "приговоров" работам коллег отличается швед Ингмар Бергман. Впрочем, нападки, сгенерированные скандинавом, обычно опираются на безобидное слово "скука".
Ингмар Бергман об Орсоне Уэллсе: "По мне он просто обманка. Это пусто. Это неинтересно. Это мертво. "Гражданин Кейн" пользуется обожанием критики, всегда занимает первые строчки рейтингов, но я думаю, что это дикая скука. А главное, все актеры дурно играют. Невероятно, что он добился такого успеха".
Ингмар Берман о Микеланджело Антониони: "Феллини, Куросава и Бунюэль развиваются в том же направлении, что и Тарковский. Антониони избрал собственный путь, но иссяк и задохнулся в собственной утомительности".
Ингмар Бергман о Жан-Люке Годаре: "Годар ужасно скучен. Он делает фильмы для критиков. Один из них, "Мужское-женское", был снят здесь, в Швеции. Это дурманящая сознание скука".
Орсон Уэллс о Жан-Люке Годаре: "Его дарования по части режиссуры огромны. Но Годара-мыслителя воспринимать всерьез я не могу. Его посыл — это то, что занимает его мысли здесь и сейчас. Как большинство кинопосланий, он мог бы уместиться на кончике булавки".
Жан-Люк Годар о Квентине Тарантино: "Тарантино назвал одну из своих продюсерских компаний в честь моего фильма. Лучше бы он просто дал мне немного денег".
Ник Брумфильд о Квентине Тарантино: "Это все равно что наблюдать, как, в плену школьных фантазий о сексе и насилии Квентин Тарантино в одиночестве мастурбирует в своей комнате, пока его мама готовит ему жареные бобы. Только теперь это транслируется на миллионах экранов".
Венсан Галло о Софии и Фрэнсисе Форде Коппола: "Софии Копполе нравится любой, у кого есть что-то, чего она хочет. Если она хочет быть фотографом, она отымеет фотографа. Если она хочет быть режиссером, она отымеет режиссера. Она такой же паразит, каким был ее жирный, свиноподобный папаша".
Актеры

Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис
Великие актеры (в особенности актрисы) прошлого подчас не скупились на оскорбления. Порой взаимные, как в случае большеокой красавицы Бетт Дэвис и ее главной конкурентки Джоан Кроуфорд — в словесной схватке первая берет верх изобретательностью, вторая — хорошими манерами.
Вивьен Ли о Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис: "Я едва могла смотреть на лицо Джоан Кроуфорд в 6 утра, а на лицо Бетт Дэвис не могла вовсе".
Бетт Дэвис о Джоан Кроуфорд: "Я бы не стала даже сидеть на унитазе Джоан Кроуфорд".
"Я бы даже не пописала на Джоан Круфорд, если бы она горела".
"Она переспала со всеми звездами кинокомпании MGM не считая Лесси". (Лесси — знаменитая собака, исполнявшая роль в одноименном сериале. — Прим. ред.)
"Почему я так хорошо играю сучек? Думаю, потому что я не сучка. Может, поэтому Джоан Кроуфорд постоянно играет леди".
Джоан Кроуфорд о Бетт Дэвис: "Не могу понять, как она построила карьеру, прибегая к ужимкам вместо настоящей актерской игры. Она фальшивка, но публике это нравится".
"Мисс Дэвис частенько прикрывает лицо, когда снимается в фильмах. Она зовет это "искусством". Другие бы назвали маскировкой — завесой, скрывающей отсутствие настоящей красоты".
Джон Гилгуд об Ингрид Бергман: "Дорогая Ингрид говорит на пяти языках, а сыграть не может ни на одном из них".
Уолтер Маттау о Барбре Стрейзанд: "В моем малейшем газоиспускании больше таланта, чем во всем твоем теле".
Марлон Брандо о Джеймсе Дине: "Мистер Дин носит мой прошлогодний гардероб и пользуется моим прошлогодним талантом".
Источник: trendspace.ru
Комментарии
«Ни одна сука из «прогрессивного человечества» к моему архиву не должна подходить. Запрещаю писателю Солженицыну и всем, имеющим с ним одни мысли, знакомиться с моим архивом.»
А вообще, по ссылке много прекрасного, не знаешь, что и выбрать.
Чайковский о Брамсе
тутц