Под психософской Волей я буду понимать функцию установления отношений с миром внешним и внутренним, реализуемую через желания, решения и усилия по их реализации.
«Все в моих руках, я за все отвечаю, и мир во всех проявлениях принадлежит мне» – ощущение, с которым рождается носитель Первой Воли, и которое на протяжении своей жизни старается реализовать в действии. Несогласие мира с 1-ой Волей ею не отслеживается до тех пор, пока не начинает впрямую противостоять ее планам.
Функция результативна, она не парится, кто правее и кто больше имеет прав на установление своей воли в каждом конкретном случае. Чужое сопротивление не рассматривается как препятствие – в лучшем случае как информация для корректировки стратегии. Ей не нужно единство взглядов всех участников на направление развития или на то, что нужно делать в той или иной ситуации, – ей нужно только, чтобы не мешали делать так, как надо, т.е. так, как она хочет. У первой Воли нет разделения на сферы применения и области компетенции, она проявляет себя в любых областях жизни, с которыми сталкивается.
«У человека нельзя отнять права, они – его внутренняя сущность» – иллюстрация отношения Первой Воли к правовым ограничениям, иерархии, субординации и другим механическим ограничителям прав. Первая Воля не боится быть частью системы – та ее не стесняет.
Такой человек стремится взять на себя как можно больше ответственности. Через нее он расширяется в мир, мир становится все более в его воле, он обладает все большими полномочиями и властью. Ответственность – это сила человека, это то, что он есть в мире, и чем больше объектов ответственности, тем больше самого человека.
Обратная сторона медали может состоять в жесткой тирании по отношению к самому себе. Такой человек почти не оставляет себе права на ошибку, смену решения или курса. Если он решил что-то, то будет делать это даже тогда, когда затраченные усилия начинают явно превосходить по ценности результат. В его лексиконе часты такие обороты, как «надо себя заставить», «просто возьми и сделай» и т.п. Не верит в то, что человека в своих проявлениях может ограничить что-то, кроме физических законов: «Я не понимаю, что значит «не могу», бывает только «недостаточно хочу».
Отношение к обладателям иных Воль у носителя хорошо реализованной Первой покровительственное, поскольку обладатель иной Воли потенциально является объектом приложения Первой и возможностью для расширения рамок ее действия. В этом смысле сама по себе 1В может выглядеть отчасти квестимно и диалогово, но не следует путать это с процессионностью Второй. В «диалоге» с новым объектом, который попадает в окружение носителя 1В, результат наступает сразу же и в бинарной форме: «принимаю в свой мир, считаю частью себя, отвечаю» / «меня это не касается».
Избыточность этой Первой может проявляться в акцентуации мотивации хочу/не хочу и «я так решил», по сравнению с другими (надо/не надо, просят/не просят...), но никогда в сознательном навязывании своей воли только ради самого процесса, из принципа. Выяснять, кто волевее, первой Воле скучно – она это и так знает.
По-другому избыточность Воли может быть видна в слабом внимании к потоку информации извне. Когда человек сознательно на длительном промежутке времени игнорирует чужую Волю без объяснения, это может быть признаком Первой.
Вместе с тем обладатель первой Воли – это своего рода «титан мелких подстроек». Если в целом все движется в ту сторону, куда ему нужно, то в частностях, которые ему не важны, он с готовностью пойдет вам навстречу. В отличие от Второй и Третьей Воль, Первая не подсчитывает соотношение уступок своих и партнера, эти частности для нее не важны, поэтому в быту обладатель Первой Воли бывает очень покладистым и мягким человеком – до тех пор, пока дело не доходит до вещей, для него важных и принципиальных. В таких принципиальных вещах Первая Воля не будет уговаривать партнера пойти навстречу или искать компромисса – на то они и принципиальные вещи – партнер либо принимает образ действий, которого хочет от него 1-ая Воля, либо их пути расходятся – сотрудничать 1-ая Воля умеет плохо.
Насильственное ограничение действий Первой Воли может вызвать невроз с конвульсивными попытками вернуть все как было. Интересный метод проверки на Первую Волю – попытаться ограничить, отобрать часть полномочий, сферу власти. В отличие от других Воль, эта даже не будет разбираться в том, осмысленно ли ограничение и стоит ли бороться вообще. Ограничение Первой может граничить с перекрытием кислорода и вызывать самую бурную и неадекватную, с точки зрения других Воль, реакцию с привлечением всех возможных ресурсов (хорошие примеры приведены в описаниях представителей 1-ой Воли у Афанасьева).
Источник: psycheyoga.ru