Раскрутки (фокусы языка) – это набор речевых стратегий (паттернов) для быстрого изменения убеждений.
ОПИСАНИЕ ПАТТЕРНОВ
1. Намерение
– Вы не можете жениться на своей возлюбленной, по крайней мере, пока жива ваша жена.
– Вы мне предлагаете её убить?
Фраза из кинофильма «Этот самый Мюнхгаузен»Ищем намерение убеждения.Буквально: Клиент сообщает об убеждении, а Оператор делаете предположение о его намерении:
Клиент: – Я не могу позволить себе бросить работу.
Оператор: – Я понимаю, что стабильность крайне важна для вас.
Естественно, точно знать намерение мы не можем, но можем предположить. И обратить внимание Клиента на цель его поведения.
2. Переопределение
- Я не был пьян, - оправдывается шофер перед судом. – Я только выпил.
- Это совсем другое дело, - говорит судья. - Вот почему я приговариваю вас не к 7 дням тюрьмы, а только на неделю.Делаем рефрейминг смысла одного из слов.Хочу обратить ваше внимание на то, что меняется только одно слово или смысловая конструкция. Практически, это то, что Ричард Бендлер называл «однословным рефреймингом»: ищется слово или фраза, описывающая приблизительно то же качество или действие, но с другой оценкой. Например:
вороватость – домовитость, лгун – дипломатичный, наглость – настойчивость, доносчик – социально активный, раздражительность – эмоциональность.
Клиент: - Жена должна быть послушной.
Оператор: - Вам нравятся безвольные женщины?
Клиент: - Я поступаю совершенно непоследовательно.
Оператор: - Хорошо, когда ты способна вести себя как настоящая женщина.
В первом варианте был сделан негативный рефрейминг: послушная => безвольная. Во втором – позитивный: поступать совершенно непоследовательно => способность вести себя как настоящая женщина.
3. Последствия
Рассматривается последствия использования данного убеждения.Понятно, что пользование убеждением приводит к последствиям. Или может привести.
Клиент: - Я совершенно не способен бросить курить.
Оператор: - Это хороший способ оправдать свою раннюю смерть.
Иногда последствия описываются в гротескном виде.
Клиент: - Она должна заботиться обо мне.
Оператор: - Я уже представляю себе, как она повязывает тебе салфеточку на шею и кормит с ложечки манной кашкой: «За маму, за папу, за хороший секс». Она может подтирать тебе попку и мыть твою пипиську по вечерам. Это так эротично. Правда, это максимум сексуального опыта, который ты получишь в этой ситуации.
4. Разделение
Дробим элементы убеждения на части.Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - Что именно у тебя не получается: написать заявление об уходе, доделать текущий проект, поговорить с директором?
5. Объединение
Обобщение части убеждения.Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - Ты что, никогда ничего не мог изменить?
Играя с размерами рамок, можно довести утверждение до абсурда:
Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - А так же никогда не уйти в отпуск, не выехать из города и остаться навсегда в этом кабинете.
6. Аналогия
Поиск аналогии, которая придаст убеждению другой смысл.Здесь может использоваться прямая аналогия, притча, анекдот и т.п. Короче, любая метафора или ассоциация.
Клиент: - Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.
Оператор: - Это всё равно, что сказать, что все художники - лжецы, потому что их картины не похожи на действительность.
7. Изменение размера фрейма
Меняем рассматриваемую продолжительность времени, количество людей, размер территории и т.д. таким образом, чтобы убеждение сменило смысл или стало абсурдным.Практически, это рефрейминг контекста. Но контекст позволяется менять только в размерах. Например, расширив временную рамку, можно предложить Клиенту взглянуть на ситуацию из будущего.
Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - На пенсии вы будет с удовольствием рассказывать внукам о сегодняшних деньках.
Точно так же можно взглянуть на ситуацию из прошлого.
Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - Наверно в школе вам тоже казалось, что это никогда не закончится?
Можно уменьшить временную рамку.
Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - То есть сегодня ты домой не вернёшься?
Или увеличить количество людей.
Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - Сколько народу думало так же. Но действительность оказалась намного интересней.
8. Другой результат
Смещение фокуса внимания на другой результатКлиенту сообщается, что «на самом деле» важен «вот этот вот результат», а не то, что он сообщает или намерение стоящее за его убеждением. Желательно перед этим удостовериться, что «вот этот вот результат» не только важен для Клиента, но и обладает более высоким уровнем значимости.
Клиент: - Она должна заботиться обо мне.
Оператор: - Может лучше подумать о том, как вам стать действительно самостоятельным?
В таком варианте очень сильно напоминает «Иерархию критериев».Другой вариант – смещение фокуса внимания на другие результаты действия.
Клиент: - Она должна заботиться обо мне.
Оператор: - А вы не думали о том, что когда она заботится о вас, она не заботится о себе?
9. Модель мира
Предлагаем «правильное» убеждение на замену, ссылаясь на авторитетов.Приводится пример других вариантов убеждения, ссылаясь на других людей. Обычно в предложении будет присутствовать: "а вот я считаю", "древние верили", "учёные установили", "немцы считают, что", "мой сосед утверждает", "народная мудрость говорит". По видимому, эффективность раскрутки в большой степени зависит от авторитетности для Клиента той группы людей, на которую ссылается Оператор.
Клиент: - Самое важное в жизни – это не зависеть ни от кого!
Оператор: - А многие люди считают, что самое важное – это любовь.
Клиент: - Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.
Оператор: - Но психологи утверждают, что ошибки помогают нам развиваться.
10. Стратегия реальности
Обращаемся к истории создания убеждения или его внутреннему представлению.Убеждения имеют историю создания – они обычно на чём то основываются. И ещё у них есть структура. Практически мы получаем два паттерна в одном: в первом случае мы обращаемся к событиям, приведшим к появлению данного убеждения, во втором случае – к его внутреннему представлению.
Клиент: - Замуж можно выходить только один раз и по любви.
Оператор: - Это ты вычитала в журнале «Лиза» или подружки подсказали?
Клиент: - Замуж можно выходить только один раз и по любви.
Оператор: - У тебя там внутри есть место только для одного образа любимого мужчины?
11. Противоположный пример
Ищем исключение из правил.Оператор может как сам предложить исключение из правил:
Клиент: - Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.
Оператор: - Если Билл Гейтс не там запятую поставит – он что, неудачник теперь?
Но так же можно попросить найти исключения и самого Клиента.
Клиент: - Мужчины всегда лгут!
Оператор: - Вспомни, наверняка же был хоть один случай, когда мужчина сказал правду.
12. Иерархия критериев
Предлагаем более важную цель.
К: - Я поступаю совершенно непоследовательно.
О: - Что для тебя важнее: делать по правилам или достигать нужного результата?
13. Применение к себе
Критянин говорит, что все критяне лжецы.
Апория Евбулида «Лжец».Правило, применяемое по отношению к другим людям, должно работать и по отношению к автору убеждения. А так же и к самому убеждению.Если человек сообщает о правиле для других людей, то очень хочется применить это правило и к нему тоже.
Клиент: - Люди постоянно обманывают.
Оператор: - Зачем вы сейчас пытаетесь обмануть меня?
Клиент: - Муж должен быть откровенным со мной.
Оператор: - Тогда вам просто необходимо рассказать ему о вашем любовнике.
В первом случае сделано обобщение относительно людей, которое просто «возвращается» Клиенту. Во втором случае сообщается о требовании «быть откровенным» к конкретному человеку, и это требование тут же применяется к Клиенту.
14. Метафрейм
Создаём убеждения относительно убеждения.Клиент: - Она должна заботиться обо мне.
Оператор: - Именно такие убеждения порождают слюнтяев и нытиков.
Клиент: - Люди всегда обманывают.
Оператор: - Пока вы в это верите, вряд ли вы сможете устанавливать доверительные отношения.
СХЕМАИсточник:
trenings.ru