Субмодальности представляют собой качественные характеристики описания содержания. Например, визуальные субмодальности: яркость, расстояние, положение в пространстве, пропорции, наличие движения. Аудиальные субмодальности: громкость, высота, скорость, направление звука. При помощи субмодальностей мозг кодирует отношение: важно, плохо, неприятно, восхитительно, верю, интересно и так далее.
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕОдин из вопросов, с которых начиналось НЛП: "Как я знаю, что я знаю?"Действительно, как мы знаём, что эта вещь наша, а вот этот человек в зеркале - "я, а не сосед"? Как мы узнаём во что верим, а в чём сомневаемся? Должен же быть какой-то механизм. Конечно, можно всегда сказать "я внутри себя определяю", но вопрос в том, каким образом? Маленький эксперимент. Мысленно представьте себе толпу незнакомых людей. Посреди этой толпы поставьте себя. А теперь: - У кого образ себя ярче, чем остальные? - У кого он цветной, а остальные серые? - У кого он более резкий, чем остальные? - У кого образ себя объемный, а остальные люди плоские? - Какие ещё есть различия?
- У меня образ себя яркий, цветной и объёмный. А остальные серые, блёклые. Скорее даже просто серые контуры.
- У меня практически единственное отличие – "я" нахожусь в фокусе.Замечательно. Следующий эксперимент. Как вы узнаёте, например, ваша ли куртка на вешалке?
- Я просто вспоминаю, куда я её повесил.Это понятно, что когда вы не уверены, вы проверяете: место, цвет, фасон. Но ведь вы это не делаете при "каждом подходе". Как вы воспринимаете её, после того, как признали её своей? Представьте, что она весит среди кучи очень похожих курток. Только одна ваша.
- Похоже, как в предыдущем случае. Она ярче.
- А у меня она как бы подсвечена, как будто лампой освещена. У меня она как бы выходит вперёд.
- Когда я на неё смотрю, она увеличивается в размерах и приближается.У каждого из нас есть свой способ кодировать важно – или нет, своё – чужое, правильно – неправильно, хорошо – плохо, верю – не верю.
Для кодировки отношения мозг использует субмодальности.Когда вы смотрите телевизор, вы можете сделать изображение ярче или темнее, добавить цветов, отсесть подальше. А также вы можете поиграть со звуком. При этом содержание не меняется – как шла программа "Время", так и продолжает идти. Меняется только то, как вы это воспринимаете. Вот
яркость, размер, положение, цвета, фокус изображения – это субмодальности визуального канала. Точно так же существуют субмодальности аудиального канала:
громкость, тембр, стерео – моно. Есть свои субмодальности и у кинестетического канала. Ощущения имеют
размер, интенсивность, качество (вибрация, сжатие, холод), местоположение.
Субмодальности касаются только способа представления информации, но не содержания.У нас в голове тоже есть набор "регуляторов". Только эти настройки служат немного для другого – при помощи этих настроек мозг кодирует
отношение: хорошо – плохо, нравится – не нравится, свой – чужой, важно – не важно. Наше понимание (или замешательство), вера, любимый человек и цель жизни – всё это кодируется при помощи
субмодальностей. Нам же нужно быстро узнать, как мы относимся вот к этому конкретному человеку. Мы же не вычисляем каждый раз:"Ага. Три дня назад он мне улыбнулся. Вчера молча прошел мимо. А сегодня пожал руку. Так. Значит, он мне симпатичен." - Мы видим человека и уже знаем, что это тот, кого мы любим. КАК мы узнаём? Хотите разобраться?
Маленький эксперимент. Представьте себе толпу незнакомых людей. А теперь среди этой толпы разместите знакомого вам человека. У кого он ярче? Контрастней? Он цветной, а все остальные серые? Он объемный, а все остальные плоские? Он в фокусе? Более резкий? Вот все эти настройки:
яркость, резкость, контраст, цветной/черно-белый и есть субмодальности визуального канала. И мозг их использует для того, чтобы можно было различать в том числе знакомый – не знакомый. Чтобы сразу посмотрев на толпу вы могли понять – этих я не знаю, а этот…
Как мы можем использовать субмодальностиПервое. Управляя субмодальностями, мы можем управлять оценкой. То есть: изменять оценку ситуации с неприятной на приятную (или наоборот), убирать или создавать навязчивости (например, переедание и курение – навязчивости), превращать замешательство в понимание, создавать и разрушать убеждения и ещё много-много интересных вещей.
Второе. Наше внимание управляется тоже при помощи субмодальностей. Это его "командный язык". Зная этот язык, можно делать с вниманием что захочешь.
Третье. Наше восприятие тоже управляется субмодальностями. И меняя способ восприятия текущей ситуации, можно сделать много весьма забавных вещей: контролировать своё состояние, убирать лишнее (например, не слышать мешающий шум), замечать то, что пропускают другие, настроиться только на то, что происходит снаружи или полностью погрузиться в себя. И, наконец,
четвёртое. Субмодальности – это "командный язык" для управления нашими эмоциями и состояниями. Зная этот язык, можно вызвать у себя нужное состояние, создать новое или считать чужое. Можно управлять творческим состоянием, пьянеть без алкоголя и похмелья или совершенно спокойно не спать несколько суток. Вам уже хочется начать заниматься этим?
Дискретные и аналоговые субмодальностиВсе субмодальности можно разделить на два типа: одни можно менять плавно (яркость, местоположение, громкость), а другие бывают только в двух принципиально разных состояниях (объёмное – плоское, есть движение – нет движения, стерео – моно). И при тренировке первых (аналоговых) ваша задача научиться менять их плавно и в максимально возможных пределах, то для вторых (дискретных) важно научиться быстро переключаться.
СХЕМАВОПРОСЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБМОДАЛЬНОСТИ
Визуальные
Положение | Где находится картинка? Где этот образ расположен в пространстве? Покажите местоположение образа руками. Картинка слева или справа от центра? Эта картинка наклонна? |
Расстояние | Как близко (далеко) от вас находится образ? Попробуйте показать рукой расстояние до образа. |
Цветной – ч/б | Это цветное или черно-белое? Есть ли в картинке цвета? |
Цвета. | Какие цвета в этом образе? Цвета живые, яркие или блеклые? |
Яркость | Эта картинка скорее яркая или темная? В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно? |
Фокус | Этот образ резкий или он размыт? Картинка в фокусе или размыта? |
Детальность | Насколько детализирован этот образ? Деталей много или мало? Вы видите только общие контуры или можете различать детали? |
Фон | Есть ли фон? |
Форма | Какой формы эта картинка – круглая, квадратная, прямоугольная? |
Ассоциация – диссоциация | Вы видите себя со стороны или смотрите на все своими глазами? Если диссоциация: Вы видите себя справа, слева или сверху? Вы видите свое лицо или спину? |
Панорамность | Вы находитесь внутри образа? Картинка вас окружает или вы видите ее со стороны? |
Граница | Есть ли у этой картинки границы или ее края расплывчаты? Имеет ли граница цвет? Как широка эта граница? |
Движение | Это кино или слайд (фотография)? Есть ли в этом образе движение или он статичен? Насколько быстро это движение? |
Пропорции | Размеры людей и вещей в этой картинке имеют нормальное соотношение, или что-то больше/меньше? |
Размерность | Это плоское или объемное? |
Кинестетические
Качество | Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение... |
Интенсивность | Насколько сильно это ощущение? |
Положение | Где находится это ощущение? Покажите рукой местоположение этого. |
Движение | Это ощущение двигается или статично? Это движение непрерывно или оно происходит волнами? |
Направление | Откуда это движение стартует? Каково направление его движения? Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего осознаете его? |
Скорость | Ощущение перемещается быстро или медленно? Есть ли рывки или это плавное движение? |
Размер | Это ощущение имеет стабильный размер или расширяется (сжимается)? |
Аудиальные
Положение | Вы слышите это изнутри или снаружи? Источник звука расположен внутри вас? Откуда этот звук исходит? |
Высота | Какова высота звука? Звук скорее высокий или низкий? |
Громкость | Какова громкость этого? Звук громкий или тихий? |
Моно/стерео | Звук объемный? Вы слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук окружает вас? |
Монотонность | Это монотонный звук или скорее мелодия? |
Темп | Это быстро или медленно? |
Ритм | Есть ли в этом звуке ритм? Если есть, попробуйте его показать движением ладони. |
Длительность | Это непрерывное или прерывистое? |
ОБЩАЯ СХЕМА СМЕНЫ СУБМОДАЛЬНОСТЕЙИсточник: trenings.ru