0. Намерение и вторичные выгодыВначале нам нужно найти намерение и вторичные выгоды проблемного поведения. Для выяснения намерения вы задаёте вопросы:
- Зачем ты это делаешь?
- Что тебе это даёт?
Понятно, что вместо слова "это" вы подставляете проблемное поведение: курение, переедание, грызение ногтей и т.д.
Для выяснения вторичных выгод вы задаёте вопросы:
- Что ещё ты от этого получаешь?
- Для чего ещё ты это используешь?
Потом вы выясняете, что получит человек от нового состояния.
- Зачем ты хочешь прекратить это?
- Что тебе даст твое новое состояние?
Проверьте экологию:
- Это изменение может тебе как-то навредить в жизни?
- Согласен ли ты с этой потерей?
- Как ты можешь компенсировать или уменьшить эти потери?
1. Определение визуального ключаДля того, чтобы можно сделать взмах, нам нужно определить либо триггер, либо образ, который обязательно присутствует в процессе.
Для того, чтобы выяснить триггер, задаются вопросы:
- Как ты узнаёшь, что пора начать делать это?
- Что тебя заставляет делать это?
Если вы не смогли найти триггер, вам может быть достаточно образа, который обязательно присутствует в ситуации.
Например:
• курение – образ руки с сигаретой;
• переедание – образ руки с вилкой;
• раздражение – образ разъярённого лица начальника.
Важно сделать ключ как можно более универсальным, то есть, чтобы он повторялся во всех ситуациях. В примере с курением: не конкретная пачка сигарет, а рука с сигаретой.
Этот образ должен быть ассоциированным.
2. Образ желательного состоянияСоздайте образ желательного состояния.
Критерии "- Я-образа":
1. отражает способности и качества человека, а не поведение;
2. обладает способностью создавать новые варианты поведения (гибкость);
3. диссоциирован от клиента;
4. имеет размытый фон;
5. нравится клиенту.
3. ЗаменаТеперь замените эти две картинки.
A. Представьте образ "ключа" (ассоциированная картинка с образом проблемного поведения.)
B. Очень быстро замените его на образ желательного состояния (метафоры: слайд-проектор с двумя слайдами, резкая смена кадра, маленькая картинка желательного состояния в углу большой (ключа) и, вырастая, заслоняет его и т.д.)
C. Отвлечение: погасите все образы, посмотрите вокруг.
D. Повторите процедуру 5-7 раз. Старайтесь с каждым шагом ускорять процесс замены образов. Вы достаточно долго можете смотреть на образ ключа, на образ "желательного Я", но замена должна происходить очень быстро. Для скорости можно помогать себе щелчком пальцев, взмахом руки…
4. Проверка новой стратегииа) Предложите клиенту вспомнить образ визуального ключа и откалибруйте его физиологию. Отличается ли это состояние от состояния на первом шаге техники? Также узнайте, насколько легко клиенту удерживать образ визуального ключа (если всё сработало, Клиент будет говорить, что "он размывается", "его трудно удержать", "он ускользает").
б) Поведенческая проверка. Предложите клиенту сделать то, что раньше запускало его привычку. Как легко он может теперь останавливать автоматическое поведение и управлять им?
5. Экологическая проверка и подстройка к будущемуСпросите Клиента: - Может ли новое поведение как-то помешать ему в жизни.
Если может - вернитесь на 2-ой шаг (образ желаемого состояния) и внесите туда необходимые ресурсы.
Предложите Клиенту представить себя в 3-4 ситуациях в будущем, в которых бы раньше возникало проблемное поведение.
Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, вернитесь и снова проделайте технику взмаха. Может, вы что-то упустили, или можете сделать что-то еще, чтобы этот процесс заработал.
Источник: trenings.ru