Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

Поблагодарить

Книга "Турбо-Суслик" - сам себе психолог!

Про позитивную психологию в хорошем смысле

Вы знаете, я статьи никогда не таскаю из-за предубежденности к такому методу сбора контента.

Но тут показалось очень интересно - и да, чувак, который читает лекции, ужасно приятный, его вообще можно слушать, не понимая ни слова, все равно будет радовать image

Курс позитивной психологии из Гарварда

Ссылка на этот курс валялась у меня уже давно – как минимум, пару лет. Но всё было не до того. И, как оно обычно случается, я вспомнила про него ровно тогда, когда стала способна с пользой для себя его воспринять =). Вообще, конечно, я не устаю поражаться филантропическому подходу крупнейших американских вузов, которые делятся такими прекрасными лекциями с миром, не берут за это никаких денег и позволяют простым смертным приобщиться к прекрасному. Ну, не совсем простым – тем, кто хорошо понимает по-английски =). Отпуск, проведённый в Таиланде, стал для меня временем нескольких чудесных открытий, это, безусловно, одно из них. Ради этого стоит и язык выучить, честно =).



Вопросы личного развития и выработки осознанности меня волнуют довольно часто =). В своё время я отходила на десятки самых разнообразных тренингов, курсов, прочитала тонну литературы по предмету, да и в общем-то имею привычку задавать себе вопросы на тему “Что я хочу?”, “В чём моё предназначение"?”, “Что делает меня счастливой?”. И тем не менее, этот гарвардский курс удачным образом систематизировал все полученные ранее знания, в том числе в Инсеаде, но уже на уровне научных исследований и выявления глубинных связей между различными проявлениями человеческой психики. 90% того, о чём говорит профессор Tal Ben Schahar, известно всем, но известно больше в популярном изложении и пересказе, без затрагивания глубинных причин, по которым то или иное явление происходит внутри нас.

В самом начале он говорит, что будет рассказывать в основном о том, что является так называемым common sense, однако тут же добавляет, что на самом деле common sense is not that common. Вообще если бы мне кто-то сказал, что там целых 23 часовые лекции, я бы, наверное, даже начинать не стала, но уже в процессе обнаружила, что они имеют даже в процессе своеобразный терапевтический эффект – невольно хочешь слушать дальше и выполнять все практические рекомендации, которые даёт профессор. Сейчас мне даже грустно, что они закончились, но, я думаю, что буду ещё не раз их прослушивать. Профессор сам по себе, кстати, добавляет колорита: он обладает необыкновенным обаянием и чувством юмора, а также святой убеждённостью в своём предмете и том благе, которое он несёт в мир.

Так о чём же повествует Бен-Шахар?

Позитивная психология – это раздел психологии, который концентрируется не на изучении патологий, проблем и их лечения, а на том, что работает превентивно, помогает людям сохранять и поддерживать здоровую психику и позитивное отношение к жизни. То есть изучает “положительные” методики, которые укрепляют “иммунную” защиту психики человека от различных стрессов, трагических событий и прочих неприятных вещей. Позитивная психология утверждает, что изучать “позитивные” методики, помогающие профилактически укрепить и оздоровить свою психику, не менее важно, чем изучать причины болезней и методы их лечения, то есть ситуацию, когда уже “всё плохо”. Весь курс так или иначе крутится вокруг понятия счастья – что это такое и как его достичь и не отпускать =). Профессор постоянно упоминает о нём как об “ultimate currency” - конечной валюте, являющейся смыслом человеческой жизни.

Пересказать все 23 лекции, конечно, невозможно, да и бессмысленно, потому что важен эффект присутствия и включённости. Хочу просто рассказать о тех вещах, которые зацепили лично меня – не потому что они были новыми, скорее, в силу осознания этих вопросов на новом для себя уровне, с точки зрения именно науки и исследований, проведённых в Гарварде на эту тему, а не от просто тренеров, консультантов и людей, которые до этого дошли сами.

1. Принятие ответственности за свою жизнь и те результаты, которые мы в ней имеем. Научные исследования показывают, что лишь 50% – это наши психические особенности и предрасположенность к определённой эмоциональной норме, генетически унаследованная от родителей. Ещё 10% – это те обстоятельства, в которые мы попали. И остальные 40% – это наше собственное отношение к происходящему вокруг, то, как мы воспринимаем мир – именно эту часть можно менять. Неплохое поле для экспериментов, неправда ли? =) Флагманской фразой курса для меня стала: “Things don’t necessarily happen to the best, but there are some people who are able to make the best out of the things that happen”. Об этом вся позитивная психология: ясное дело, неприятности случаются, их не изменить и не избежать, давайте же теперь поговорим о том, что лично вы можете сделать для себя в этой ситуации. Очень здравый, взрослый, ответственный подход, который, увы, не так распространён, как хотелось бы. Задавая себе конструктивные вопросы, мы существенно повышаем наши шансы если не на нахождение правильного ответа, то во всяком случае на запуск мысли в эту сторону - ведь где фокус человека, там и энергия на изменения.

2. Принятие ответственности за те послания, которые мы вольно или невольно посылаем в мир. Be the change you want to see. Не только потому что теоретически хорошо бы следовать своим принципам (да и на практике – от этого растёт самооценка), но ещё и потому, что people mostly do what you do, not what you say. Моё любимое выражение на эту тему: “Перестаньте воспитывать своих детей, они всё равно будут копировать вас”. Чистая правда. Поэтому, условно, раздражаясь по каждому малейшему вопросу, видя только негатив, мы транслируем это всё дальше другим людям, и это превращается в порочный круг.

Комментарии

  • 3. Learn to fail or fail to learn – самые успешные люди те, кто в своё время совершили огромное количество ошибок. История давно стёрла из памяти поколений все их неудачи, потому что в итоге они добились своего. Но факт в том, что без процесса обучения, который неизменно сопровождается неудачами, они бы никогда не добились высот. Потому что те, кто боятся неудачи, осуждения, оценок и пр., также боятся действовать, творить, пробовать, искать себя. Неудачи, ошибки – часть жизни, необходимо относиться к ним конструктивно и учиться извлекать из них максимум пользы для своей психики. Thomas Edison: “I failed my way to success”. Об этом же писала моя любимая Carol Dweck, о работе которой я рассказывала ранее.

    Давно любимая мной картинка в тему:

    image

    4. Счастливые люди – не те, кто не страдает, не впадает в депрессии (потому что страдать и проявлять эмоции абсолютно естественно), а те, кто после спада способен быстро и безболезненно восстановиться, кто не “залипает” в негативных состояниях, это и называют сильной психикой. И это не константа, над этим можно и нужно работать. Основной инструмент, приведённый в курсе – это выработка у себя навыка поиска положительных аспектов в любой ситуации, которая происходит в жизни. Не отрицать плохое, не игнорировать, не избегать ответственности, а принять неприятность как данность и задать себе взрослый вопрос: “Что я могу из этого сделать? Какая в этом для меня польза?”. Я уже как-то писала ранее о таком психологическом явлении, как самоисполняющееся пророчество. В этом примере оно прекрасно работает: стараясь взглянуть на ситуацию прагматично и формируя положительный когнитивный опыт с потенциальной пользой для себя, человек меняет свой настрой, и таким образом меняется и сама ситуация, потому что появляются силы и мотивация что-то с этим дальше делать. Конечно, есть ситуации, в которых очень сложно найти что-то хорошее. Но если быть совершенно откровенной, я гораздо больше вижу людей, которые даже из мелочей и пустяков делают события вселенского масштаба и потом удивляются, что настроение, к примеру, испорчено на весь день. Это, наверное, очень сложная на практике штука, но тем не менее – настроение в нашей власти. Попытки списать их на то, что “они виноваты”, “я попала в такие обстоятельства”, неконструктивны, потому что ни “их”, ни “обстоятельства” мы, скорее всего, не поменяем и будем постоянно разочарованы, а вот своё отношение - вполне можем. Во время лекции профессор приводил примеры своих пациентов, которые, заболев раком, полностью переосмыслили свою жизнь в контексте болезни, кардинально поменяли свои отношения с друзьями и родственниками и даже не могли помыслить о такой осознанности и самоактуализации до болезни. Тоже положительная сторона, каким бы чудовищным это не казалось на первый взгляд. В качестве практического упражнения на выработку у себя качеств так называемого benefit finder’а (“искателя положительной стороны”), профессор порекомендовал каждый вечер перед сном думать, а лучше записывать или говорить с мужем/друзьями о 5 хороших вещах, которые произошли за день, и проникнуться к ним искренней благодарностью.

    5. Тема благодарности вообще занимает очень важное место, минимум целую лекцию. Рекомендуется постоянно находить поводы для благодарности и открыто выражать свои эмоции, говорить спасибо людям, сделавшим вам добро, в конце концов, писать им письма, если лично не очень получается. Это формирует порочный круг наоборот - то, что по-английски называется virtous cycle, даря силы и положительные эмоции всем участникам процесса.

    6. Конструктивно пережить травму или, наоборот, закрепить положительное впечатление от хорошего события помогает проговорить и проанализировать его, особенно в письменном виде. Наука говорит о том, что разница в психологической травме и её последствиях у переживших холокост с одной стороны и солдатов, служивших во Вьетнаме, со второй, объясняется тем, что холокост особенно не скрывали, о нём открыто говорили и признавали, что нацисты были не правы, в то время как своей вьетнамской компании Штаты стыдились, и быть ветераном данной войны в обществе было не престижно и отчасти даже позорно.
  • 7. Больше всего внимания в курсе уделено практическим способам развития в себе позитивного мышления и, что не менее важно, процессу принятия решения о нужности таких изменений. Говорится о том, что черты характера, от которых мы хотим, к примеру, избавиться, потому что они мешают нам развиваться, зачастую неразрывно связаны в нашем подсознании с какими-то положительными качествами, избавляться от которых мы совершенно не намерены. В результате рождается подсознательный страх изменений и нежелание лишать себя сильных качеств. К примеру, если человек считает, что занудство – непременный спутник дотошности, внимания к деталям и педантичности в важных делах, то от занудства он будет избавлять долго и упорно =). Необходимо разорвать эту ассоциативную связь, чётко для себя разграничив эти понятия путём нахождения примеров, когда занудство не было обязательным атрибутом внимательного человека. Полезно также прописать у себя на подкорке новые, правильные определения этих понятий.

    8. Ещё одно явление, затронутое в лекциях, перекликается с темами, которые мы проходили на курсе про принятию решений в Инсеаде, о котором я писала очень длинный пост в своё время. Эта тема сейчас стала моей притчей во языцех, потому что неправильная трактовка информации, непринятие во внимание фактов – это бич нашего поколения, испорченного бездумными лайками и перепостами в Интернете. Так вот, в лекциях говорится о том, что в современном мире становится всё сложнее и сложнее вырабатывать позитивный настрой к происходящему, потому что СМИ постоянно выливают на население ушаты негативной информации про смерти, болезни, финансовый кризис и прочие катаклизмы. Никто не пишет и не говорит о миллионах счастливых семей, героических матерей, 24*7*365 растящих здоровых и любимых детей, о тысячах пристроенных бездомных животных и спасённых жизнях. Если посмотреть на стандартный выпуск новостей, то 55 минут эфира в нём будут говорить о политической ситуации и убийствах и ещё 5 о чем-то хорошем, создавая тем самым иллюзию, что хорошего в мире происходит в лучшем случае 10% от плохого. Совет здесь один: с умом подходить к той информации, которая вам преподносится в том или ином виде, анализировать её, сверять с тем, что подсказывает ум, zoom out and see the big picture. Ну и перечитать мою статью про ловушки сознания =).

    9. Забавная особенность нашей психики в том, что любые положительные или отрицательные события имеют на нас очень и очень кратковременное влияние. Мы зачастую переоцениваем важность таких вещей как получение желаемой работы, поступление в желаемый вуз, выигрыш в лотерею и другие вещи. Помните о 10%, которые я упоминала в первом пункте? Если человек не привык получать удовольствие от ПРОЦЕССА жизни и достижения своих целей и каждый день работать над своим восприятием и поиска хорошего во всём, что вокруг, то никакой переезд в другую страну, большая зарплата, хороший любовник не решат этот вопрос. Многочисленные исследования показывают, что после крайне положительных событий в жизни люди очень быстро возвращаются в свою привычную эмоциональную норму, поэтому бессмысленно кормить себя эфемерными и несбыточными обещаниями на тему “Вот куплю квартиру и заживууу”, гораздо продуктивнее начать жить с ощущением удовольствия здесь и сейчас и эту норму постепенно подтягивать вверх. Счастье не в достижении, а в процессе достижения. Человек может быть счастлив на совершенно любой работе, в любых жизненных обстоятельствах, в любой стране. Просто в некоторых обстоятельствах приходится работать над своим восприятием чуть активнее.

    10. Центральная часть курса - обсуждение большого количества практических техник: заведение ритуалов вместо принуждения себя что-то делать, задавание себе правильных, конструктивных вопросов, умение говорить “нет”, не прокрастинировать. Всего не перечислишь. Самый яркий совет из этой части, который каким-то образом сам проник в мою жизнь какое-то время назад – в моменты отчаяния, злобы, расстройства спросить себя: “Будет ли это важно через год?”. Психологи, кстати, в массе своей считают, что психологическая зрелость – это когда человек умеет отделить важные вещи от неважных и фокусироваться лишь на том, что играет большую роль in the grand scheme of things, и отметают суету. И это, как показывает практика, зачастую не вопрос возраста.
  • В целом профессор предлагает универсальную схему из трёх шагов: 1. Permission to be human (разрешить себе испытывать сильные эмоции, потому что это нормально) 2. Признать, что случилось то, что случилось, принять реальность 3. Задать себе вопрос, что из этого теперь можно наилучшим образом извлечь, и по возможности найти на него ответ.

    11. Отдельная глава посвящена правильному построению ожиданий и постулату о том, что большая часть негатива приходит в жизнь людей от того, что они ждут чего-то несоразмерного от себя, других, жизни, и тем самым концентрируются на том, как другие, люди и обстоятельства, должны над собой работать, а если они этого не делают, это приводит к негативу, срывам и депрессиям у тех, кто ожидал, надеялся, рассчитывал. Но фишка в том, что менять мы можем только себя, и начать с ожиданий – очень правильное начало. Пару дней назад я увидела очень хорошую фразу в бортовом журнале авиакомпании: “Послание аэрофобам: перестаньте внутренне контролировать наши системы и безопасность, начинайте контролировать себя”. Очень верно =).

    12. Один из самых полезных разделов курса посвящён перфекционизму и другим распространённым чертам, которые мешают нам стать счастливее. Больше всего меня зацепил рассказ о том, что во многих восточных языках слово “сочувствие” имеет значение “к себе и окружающим”. И действительно, это работающая на практике концепция: если ты что-то не позволяешь и не прощаешь себе, как ты можешь простить это окружающим? Если ты постоянно собой недоволен и оцениваешь себя и других, как ты можешь избавиться от зависимости от оценок окружающих? Мы сами для себя являемся стандартом. Вот это согласие между внешним и внутренним является основой основ психологической стабильности человека. Некоторые люди препятствуют изменениям в себе, потому что в глубине души не считают себя достойными счастья и привыкли себя травить, ограничивать. Честно говоря, результаты исследований на эту тему просто поражают.

    13. Последние лекции цикла посвящены вопросам медитации, занятий спортом, телесного контакта с близкими, здорового сна и показывается научно доказанная связь между перечисленными вещами и психологическим благополучием людей.

    14. Очень важная и глубоко меня затронувшая тема – тема самооценки. Психологи выделяют два вида самооценки – внутреннюю (независимую от окружающих) и внешнюю (основанную на мнении окружающих). Считается, что у каждого человека есть и та, и та, но для большего благополучия необходимо развивать независимую самооценку. Стремиться express, not impress/be validated. Это своего рода психологическая уловка – не пытаться впечатлить, понравиться, быть правым, хорошим в глазах других, а просто ставить себе в качестве цели максимально раскрыться перед окружающими, дать им понять, кто ты есть на самом деле. Попытки нарастить веру в себя путём удовлетворения чужих ожиданий и получения “поглаживаний” – тупиковый путь, поскольку в дальнейшем человек попадает в ловушку чужого одобрения и начинает по программе выполнять то, что от него ждут другие. Такой подход неизменно ведёт к разочарованию, потому что мы не можем стопроцентно правильно читать чужие ожидания и тем более их исполнять и, что ещё более важно, игнорируем тем самым свои собственные интересы и мечты. Мне очень понравился предложенные профессором методы наращивания “независимой” самооценки, в частности, задавание себе вопроса: “Что бы я сделал в данной ситуации, если бы никто никогда не узнал о результатах, последствиях, если бы я попал в другой измерение, где никто, кроме меня, не в курсе моих доходов, карьерных и любовных успехов, количества моих детей?”. Если вы смотрели “О чём говорят мужчины”, там был похожий приём с приходом немцев. Он позволяет отделить, что хочу я, а что за меня хотят другие.

    Разрастание зависимой самооценки до патологических размеров приводит к перфекционизму, потому что к страху разочаровать себя добавляется страх разочаровать других. Надо сказать, что системы среднего и высшего образования во многих странах мира настроены на наращивание именно зависимой самооценки (публичное раскрытие оценок, кривая Гаусса в Штатах, публичная похвала и порицание и т.д.) – поэтому выработка независимой самооценки – ежедневная работа самого человека, жизненная сверхцель, являющаяся базовым компонентом счастья. В качестве методик по наращиваю, вполне предсказуемо, предлагается не избегать сложных ситуаций, а справляться с ними (смелый не тот, кто не боится, а тот кто боится, но всё равно перебарывает свой страх) и за счёт этого понимания (“я смог, я сделал”) становиться увереннее – то, что называется выходом из зоны комфорта. В лекциях очень много внимания уделяется именно лёгкому выходу из зоны, не агрессивному, который пропагандируется множеством доморощенных тренингов. Ещё один совет - не врать, даже по мелочам, потому что когда мы врём себе или другим, мы тем самым боимся сказать правду, показать свою истинную душу, раскрыться, быть уязвимым. То есть проявляем качества неуверенного в себе человека. Умение говорить “нет” – это тоже часть концепции любви к себе и независимой самооценки.
  • 15. Одна из моих любимых лекций – про отношения и про то как люди часто ошибочно полагают, что залог успешного брака – это нахождение готового партнёра, изначально соответствующего нашим ожиданиям и игнорируют важность ежедневной работы на этой ниве. Профессор это называет finding vs cultivating mindset. Люди, стремящиеся обрести “правильного” партнёра, обречены на неудачу, потому что правильных просто не существует, и, даже если они и были, то шанс их найти всё равно стремится к нулю, и за годы долгих поисков люди разочаровываются в себе, своей привлекательности и способности быть вместе с кем-то. По сути попытками "найти кого-то" люди, как правило, оправдывают свою лень - потому что проще всего ничего не менять, статус кво очень удобен, а изменения требуют усилий. Среди смежных тем обсуждались конструктивные конфликты в паре, когда обсуждается поведение без перехода на личности. Было выявлено, что у пар с конструктивными конфликтами и обсуждениями куда больше шансов продержаться вместе, чем у тех, в чьей семье всегда гармония и “штиль”. Много слов было сказано на то, как сохранить “огонь” и “изюминку”, не скатиться в рутину и тем самым перейти к подсознательному поиску новизны ощущений с кем-то ещё.

    В общем если подвести итог – эти видео принесли мне больше пользы, чем курс школьной алгебры =). Я, наверное, никогда не пойму, почему в школах не учат быть счастливым, иметь свою точку зрения и ничего не бояться. Эти лекции я бы точно добавила в обязательную программу и вам советую с ними ознакомиться =).
  • Спасибо за наводку. Все очень резонирует с моим мировоззрением. Нашла его книгу, попробую почитать. image
    Матрица Судьбы: индивидуальный анализ вашей матрицы
    Базовая расшифровка бодиграфа понятным языком
  • Собственно, вот ссылка на книгу Бен-Шахар Тал. "Научиться быть счастливым"
    Она по сути про то же, что и в видеокурсе.
    Может, кому-то удобнее читать. image
    Матрица Судьбы: индивидуальный анализ вашей матрицы
    Базовая расшифровка бодиграфа понятным языком
  • image
    Матрица Судьбы: индивидуальный анализ вашей матрицы
    Базовая расшифровка бодиграфа понятным языком
  • девы, спасибо
    похоже, это именно то, что мне сейчас будет полезно
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!