У англичанина Нила Геймана хватило наглости написать типичный американский роман в духе раздобревшего Стивена Кинга. Кинг здесь правда многажды помножен на "Сказки народов мира", но изредка нет-нет да и шевельнет пальцем из-под толстого слоя богов и героев.
Роман "Американские боги" в целом похож на ёлочку - есть прямой как ствол сюжет, есть разносторонние лапки, которые этот сюжет заметно улучшают и кучерявят. На верхушке елочки горит синим пламенем традиционная кремлевская звезда всех фентезийных романов - финальная битва с привлечением широких мифологических масс, к которой герои долго ползут по стволу в лучших традициях народных поговорок: обдирая задницу, рискуя колготками и опаздывая на поезд.
Движение по стволу состоит из попыток не слишком загадочного одноглазого человека, которого ко всему прочему еще и зовут мистер Среда, привлечь на свою сторону как можно больше старых богов, импортированных в Америку много лет назад переселенцами и с тех пор заметно безработных. Люди более не выставляют мисочку с молоком для брауни, запирают воду, не развешивают кишки в честь Одина, не поклоняются младенцу-мумии, и луна уже действительно не озарит игр человечков в зеленом. Старые боги слоняются по разъединенным штатам Америки, пробавляются непостоянной работой, а им меж тем уж давно в задницу клизменно дышат новые американские боги - прыщавый подросток Интернет на черном лимузине, Женщина-Телевизор и прочий медийный жир, который отъелся и раздобрел на всеобщем поклонении и теперь хотел бы властвовать Америкой безраздельно.
По пути мистер Среда приобретает себе в помощники бывшего заключенного по прозвищу Тень, который, конечно же, оказывается не просто бывшим и не просто заключенным, и вместе с ним они отправляются в литературный трип по городам Америки с целью вербовки командного состава в сборную богов.
Сюжетная цепочка в таком виде не то, чтобы слишком к себе присасывает. Понятно, что лучшее фентези отжимается из скандинавской мифологии, что Один самый поэтический из всех богов, наделенным к тому же узнаваемой атрибутикой: пустой глазницей, умелым скальдическим токованием и Локи поблизости. Понятно, что лепреконы, зеленые человечки и Тот с Анубисом хорошо сработают в команде, когда придет время бить и свежевать. Но все-таки роман бы не вылез за пределы заурядного hrista ok dýja фентези, если бы Гейман не умел нарядить елочку.
Истинную прелесть романа составляет детально детализированная побочка в виде вставных рассказок мистера Ибиса о богах и божках прошлого и технично исполненный реверанс в сторону брата маленькой английской деревушки - провинциального американского городка. Там, где изредка поднимают веки Кингу, и Гейман кажется живее. Внутреннее повествование о трудах и днях Тени в идеальном городке Лейксайд, где жители кажутся концентрацией человеческого мимими, и где при этом кажду зиму пропадает по подростку, заметно расширяет пространство романа, прошу прощения за непростительное медийное клише. Сонная зима в Лейксайде, добрый гном на грузовике, старая раздолбайка, которая медленно проседает под лёд, пьянчужка с полными карманами золота, бесстрашная автостоперша Саманта Черная Ворона и прочие объемности вытягивают "Американских богов" на уровень доброй беллетристики, не давая уж слишком прокиснуть в сказочности. И, через Лейксайд, роман вдруг выправляется, густеет - девятидневный дозор Тени и его сошествие во тьму уже не кажутся чем-то слишком фантастическим, и даже его немертвая мертвая жена вдруг оказывается к месту.
peggotty, 2012-06-21
Комментарии