Это не моя рецензия, а чужая статья, очень занимательная.
Советский «принц на белом коне» или жестокий тиран?
Гога из фильма «Москва слезам не верит» — идеальный мужчина, тонко воплощённый в отечественном кинематографе... или изощрённый эмоциональный вампир? Писательница Таня Танк рассматривает феномен нарциссизма на примере мечты миллионов советских женщин.Не было печали у красивой и успешной Катерины, героини Веры Алентовой в фильме «Москва слезам не верит» — так прицепился к ней в электричке неотразимый Гога, он же Жора! Он интуитивно мне не нравился ещё с юности. А теперь-то я со всей ясностью понимаю, какая жизнь началась у Катерины в 40 лет... Очень «весёлая» жизнь.
Итак, разберём этого субчика.
В электричке
Гога сходу ведёт себя бесцеремонно, нарушая личные границы незнакомой женщины. Сначала он её упорно разглядывает, затем цепляется с разговором (таким псевдоискренним, псевдопростецким, призванным быстро сократить дистанцию, создать иллюзию близости), в ходе которого ставит героине несколько «диагнозов» (мужика нет, по работе — не выше, чем мастер), потом неуместно переходит на «ты». Отчего Катерину совершенно справедливо коробит, и она стремится отвязаться от этого типа.
Важный нюанс. Гога глубокомысленно подмечает, что у Катерины взгляд незамужней женщины — потому как «оценивающий». Хотя на самом деле, оценивает-то он, таращась на неё («поддержание пронизывающего зрительного контакта» Сэм Вакнин указывает как характерное для нарцисса) и сразу же мелкими провокациями проверяя на податливость насилию.
Определяя взгляд женщины как оценивающий, он проецирует на неё свою вечно оценивающую и сравнивающую нарциссическую натуру.Абсолютно в нарциссическом духе Гога начинает бурное ухаживание. Навязывает себя в качестве провожатого — при этом не забыв обратить внимание Катерины на то, что денег у него хватит только на такси до её дома, а уж до своего ему придется идти пешком. Мол, оцени размах моей жертвы.
Тип из электрички не нравится Катерине. Но вместе с тем... интересен. Интересен тем, что говорит и ведёт себя «не как все». Точнее, держит себя нагло и фамильярно. Что ошибочно принимается Катериной (и многими тысячами зрительниц) за мужественность, уверенность и силу.
А дальше
Гога прилипает к Катерине. На следующий день он подкарауливает её у подъезда и чуть ли не вырывает у неё сумки. Вот это мужик, млеем мы у экранов. А ведь героиня не мешок с картошкой прет. Она несёт нетяжёлые сумки, с которыми вполне себе справлялась за 20 лет безмужней жизни.
Так
Гога ещё глубже внедряется в личные границы Катерины. Попав в квартиру, он осматривается и понимает, что это он удачно попал. Детали его беспардонного поведения я почерпнула в книге Валентина Черных, которая была положена в основу сценария:
Гога осмотрелся, заглянул в комнату Катерины.
— Ну как? — поинтересовалась Катерина.
— Годится. Судя по блеску стёкол и ворсу ковра, убирала не больше суток назад. Готовилась к встрече со мной?
— Ты угадал, — подтвердила Катерина. — Угадывай дальше.
— Я думаю, что мы будем ужинать.
— Опять угадал. Только я минут десять отдохну.
— Отдыхай, — разрешил Гога.
Он прошёл на кухню, открыл холодильник, изучил его содержимое, заглянул в настенные шкафы.Обольщение превращается в феерию: Гога «разрешает» Катерине посидеть в кресле и бросается готовить ужин. Причем, заметьте, чужими руками, тут же приспосабливая Александру под чистку лука.
Далее
Гога устраивает шоу во славу себя, любимого: собирает людей на пикник по случаю своего дня рождения. Во-первых, врёт — день рождения у него в другое время. Во-вторых, такие инсценировки — явный признак человека манипулятивного, лживого, знающего, как обольстить, и проделывающего подобные штуки не впервой. В-третьих, он отжирает нарцресурс сразу из нескольких источников: у Катерины, Александры, друзей.
По ходу дела
он успевает кое-кого из них обесценить:Александра завела разговор.
— А Николай Ильич талантливый учёный?
— Тот, что с бородой? — уточнил Гога.
— С бородкой.
— Не очень.
— А как вы определяете? Он же защитил кандидатскую диссертацию и готовит докторскую.
— Кандидатские все защищают...Впрочем,
Гога готов и восхищаться. Но как?
По-нарциссически. Постоянно сравнивая себя с кем-то.
— Насчет таланта, — напомнил Гога. — Смотри, как ведёт машину Васёк. Великолепно ведёт. Он талант в вождении. Я так не могу. Но я понимаю в моторах, как очень немногие. Я тоже талант.А само появление Гоги в квартире Катерины воскресным утром?
Его совершенно не колышет, что люди по выходным отсыпаются, что у них другие планы, что согласия на поездку ему никто не давал. Вспомним, он просто сообщил Катерине и Александре о пикнике и ушёл, не дождавшись ни да, ни нет. А сейчас буквально пинками гонит их на шашлыки. Конечно, для их же блага, которое ему ведомо лучше, чем самим потенциальным облагодетельствованным! На природе, мол, отоспитесь.
В книге Черных присутствует диалог, в котором Катерина ещё на пикнике пытается рассказать Гоге, кто она такая. Вернее, даже рассказывает. Но тот словно не слышит её и всячески переводит тему, иронизируя над ней и не забывая снова выпятить себя:
— Гога, — предупредила Катерина, — несмотря на всю твою проницательность, я не та, за кого ты меня принимаешь.
— Конечно не та, — согласился Гога. — Ты лучше.
— Я серьёзно.
— Она серьёзно, — подтвердила Александра. — Она не из фабрики-прачечной, она крупный...
— ...руководитель промышленности, — улыбнулся Гога.
— Да, — подтвердила Катерина.
— Ты ещё и депутат, конечно. Все руководители у нас депутаты.
— Да, — ещё раз подтвердила Катерина.
— И они туда-сюда ездят по заграницам. И ты только вчера вернулась из Парижа.
— Не вчера, — поправила Александра. — Две недели назад.
— Не будем мелочиться, — сказал Гога. — День, неделя, плюс-минус — не имеет никакого значения.
— Я с тобой серьёзно разговариваю, — сказала Катерина.
— Я тоже, — подтвердил Гога. — Ты серьёзная женщина, я серьёзный мужчина. Обо мне здесь так хорошо говорили, что ты, конечно, почувствовала некоторый комплекс неполноценности. Ты хочешь рассказать мне о своих достоинствах и достижениях. Обязательно поговорим. Сядем дома друг против друга: я тебе вопрос, ты мне ответ. Или будет один твой монолог на весь вечер. Я тебе обещаю. Мне очень интересно. А сейчас пошли по грибы. Кстати, на этом же пикнике Александра расспрашивает Гогу, чем ему так понравилась её мать. И тот выдает ответ в нарциссическом духе. Что, мол, Катерина красивая, а красота в его понимании...
— Красота в моем понимании — функциональное совершенство.
— Не понимаю, — сказала Александра.
— Я посмотрел на неё и понял: твоя мать — совершенство. В ней есть всё, что необходимо женщине, и ничего лишнего. Она — как красивый самолет.После пикника Гога понимает, что лёд явно тронулся: Катерина не сводит с него задумчивого, тёплого взгляда. Вскоре мы видим Гогу и Катерину в постели — очевидно, что роман развивается очень бурно.
Что ж, пора проводить Пробы пера. Лёгкий намёк на прощупывание почвы содержится в следующей сцене, описанной в книге Черных. Катерина ночует у Людмилы, Гога звонит ей туда, и она по просьбе подруги зовёт его приехать к ним. Но Гога, который появляется и звонит почти каждый день (когда этого хочется ему), вдруг встает в позу. И чем горячее просит Катерина, тем непреклоннее Гога. Даже «целую» в конце разговора ему сказать в лом. И в этом выражается осознаваемое или невольное желание фрустрировать Катерину. Не можешь приехать — не приезжай, но поддержать ощущение взаимности у якобы любимой женщины Гога может, и очень легко. Но не хочет.
Катерина взяла трубку и сказала:
— Приезжай. Я сейчас тебе продиктую адрес. Познакомишься с моей школьной подругой.
Людмила прошептала:
— Очень хочу послушать, — и бросилась на кухню, где стоял параллельный телефон.
— Поздно уже, — признался Гога. — Пока приеду, надо будет уезжать, а то на метро не успею.
— Я тебе дам денег на такси.
— Я как в том анекдоте: румынские офицеры денег с женщин не берут.
— Я тебе одолжу до получки. Приезжай. У нас ещё выпить осталось.
— Спасибо. Я не в форме. Устал. А я должен понравиться твоей подруге, чтобы она ничего против меня не имела. Я рад был услышать твой голос.
— Я тоже.
— Я позвоню завтра.
— Ты просто приезжай.
— Я приеду.
— Я тебя целую.
В трубке замолчали.
— Я это сделаю завтра, — наконец сказал Гога и повесил трубку.Примерно так же, как бы слегка, но весьма ощутимо для влюбленной женщины Гога фрустрирует её после первого секса. До этого балаболивший Александре, что они с Катериной будут жить вместе, и на обдумывание этого он дает ей целых шесть дней, на этот раз Гога ведёт себя «загадочно». Вместо того, чтобы подтвердить свои первоначальные намерения, уверить женщину во взаимности, он отшучивается, отмалчивается, а потом сообщает, что зверски хочет есть.
Потом они лежали рядом, его руки всё ещё продолжали ласкать её, ей это было всегда необходимо, но ни один мужчина так и не узнал об этом, а он понял.
— Ты замечательный.
— У меня таких, как ты, никогда не было. Ты совершенство.
— Как чувствительный прибор? — спросила она.
— Да, если ты не обидишься.
— Я не обижусь. Ты мне подходишь. Если ты предложишь выйти за тебя замуж, я тут же соглашусь. Если ты этого не захочешь, я всё равно буду с тобой до тех пор, пока тебе будет интересно со мной.
— При первой же встрече они обговорили условия, — заметил Гога.
— Не при первой, — возразила Катерина. — И условий не было. Было согласие побежденной стороны на все условия победителя.
— Про победителя не надо. Я не победитель, мне повезло. Мне давно так не везло. Извини. Я хочу поесть. Зверски хочу.Отметим и особую «чуткость» Гоги, который словно угадал потребность Катерины в заключительным ласках. На пикнике он накрывает её пледом. Эта нарциссическая «чуткость» — убойное оружие Обольщения — проскальзывает ещё в одном эпизоде:
В фойе кинотеатра они купили мороженое, потом лимонад. Она снова удивилась, как он мог почувствовать, что после мороженого ей захочется пить.Пробы Пера усиливаются. Гога позволяет себе абсолютно сексистское высказывание: «Запомни, всё и всегда я буду решать сам на том простом основании, что я мужик». По сути, он прямо заявляет о своем презрении к женщинам. Но мы опять млеем и тянемся за носовыми платками — как же ж, он настоящий мужик, ведь он сам сказал, что он мужик, да ещё таким голосом.
Катерина всё ещё пытается отстаивать свои границы, напоминая, что вообще-то, не надо так рьяно, без согласования с ней, вмешиваться в жизнь её дочери. Гога началит её за «приказной» тон, угрожая, что если она еще раз такое себе позволит, то ноги его в этом доме не будет. Освоился! Угрожает разрывом! И Катерина замолкает. И даже извиняется — пока сдержанно. У неё уже начинает входить в привычку извиняться на ровном месте. Извиняться только потому, что из неё делают виноватую — причём, грубо и прилюдно.
Итак, Пробы пера прошли успешно. Клиент готов к Ледяному душу.
И он случается сам собой, когда к ужину является Родион. Гога заметно нервничает. Я думаю, во многом и потому, что сравнивая себя с холёным и внешне успешным Родионом, ощущает острый укол ничтожности. У дамы, которую он уже вообразил своим трофеем, оказывается, вон какие ухажёры есть. А тут ещё гость объявляет, что Катерина — директор завода. Какой меткий и мощный удар в самое больное Гогино место — патологическое эго, мечущееся от ничтожности к грандиозности! Гогу накрывает мощная волна нарциссического стыда, он буквально парализует его. Он не готов адекватно реагировать. Он ощущает ничтожность. Она непереносима. И он моментально сливается.
Тут такая ещё деталь. В электричке Гога невольно проговаривается, чему он завидует. Он «угадывает», что Катерина занимает должность не выше мастера. На самом деле, для Гоги, видимо, это предел мечтаний. Которого достигнуть не удалось — из-за несносного ли характера, недостаточного профессионализма или элементарной ненадежности (разве можно положиться на запойного алкоголика?). И он УЖЕ завидует Катерине как мастеру. А тут оказывается, что она аж целый директор. Земля уходит у него из-под ног, зависть вспыхивает ослепляющим фейерверком...
Заметим, что тут Катерина чуть ли не бежит за ним, умоляя не уходить. Это её первое унижение. Вспомним, как достойно она вела себя даже в ситуации с Родионом, когда забеременела. А сейчас мы видим явную деформацию её психики, которая неизменно возникает даже при непродолжительном общении с перверзным. Дальше и до стояний на коленях дойдёт, и до целований рук, и до мытья полов к приходу любовницы...
С тяжелейшими переживаниями нарциссического стыда Гога пытается справиться давно привычным способом — уходит в запой. Он пьёт вовсе не из-за переживаний по поводу краха любви, и не из-за того, что Катерина его якобы обманула. С помощью алкогольного беспамятства он пытается заглушить в себе нестерпимые переживания нарциссического стыда.
Поведение Гоги за столом, его непреклонность к мольбам Катерины, стремительный уход и исчезновение — Гога ведёт себя как смертельно разобиженный человек. Как и все жертвы перверзных, Катерина ощущает собственную чудовищную виноватость, чуть ли не предательство. Она уже не в состоянии включить свои, такие обычно трезвые, мозги и понять, сколь явно, вопиюще несоразмерна реакция Гоги.
Тут же заметим, что требуя от Катерины правды и чуть ли не исповедальности (и при этом не желая её слушать), о себе Гога сообщает крайне скудную информацию. По сути, о нём известно лишь то, что он слесарь и разведён, и жена у него была хорошая и сейчас живёт с хорошим человеком. (Кстати, я уже вижу, чем он будет донимать Катерину в дальнейшем: дифирамбами в адрес бывшей).
Характерный маячок. Героиня Муравьёвой спрашивает у Катерины фамилию любимого человека. И Катерина застывает в шоке от самой себя: она понятия не имеет, какая фамилия у Гоги! Вот такие ураганные страсти и полубеспамятство очень характерны для жертвы нарциссического обольщения.
Но глаза Катерины уже застит плотный туман гэзлайтинга. Она рыдает, сходит с ума, клянет себя за несуществующую вину. За мегаобман, которого не было. За предательство, которого она не совершала. Но не за горами и тот час, когда она будет считать себя виноватой за то, что сильнее Гоги, умнее Гоги, социально успешнее Гоги...
Призываются все подруги плюс Коля. Все сбиваются с ног, прочёсывая Москву в поисках Гоги. Сколько суеты, сколько тревоги, сколько горя... Как и в случае с пикничком, нарцисс Гога умудряется отожрать не только Катерининого ресурса, но и «массовки».
Меж тем, он уже начал разрушать жизнь Катерины. О чём она думает эти восемь дней, пока Гога пьёт горькую? О заводе? О работниках? О дочери? О новом платье, в конце концов? Нет, в повести Черных первые дни Катерина... пьёт, потом решает не выходить на работу. Она рыдает и рвёт на себе волосы. Она всех поднимает на уши, оторвав от дел. Всё, кроме Гоги, утратило для неё значимость.
Наконец, Коля находит Гогу. И Гога быстро идёт на поправку. Бросил пить, потому что устал? Проникся железными аргументами Коли? Как бы не так. Очень мощно, фантастически мощно, подкачалась его грандиозность. Красивая директриса завода и депутатша его из-под земли достала! Значит, он огого. Да что там: огогого! Топить ничтожность в водке необходимости больше нет, и герой идёт сполоснуть лицо и переодеться в чистое.
Обратите внимание: дав себя уговорить вернуться, Гога смотрит на Катерину со скорбно-философским лицом, но отнюдь не извиняется. А вот Катерина перед ним извинится, очень прочувствованно и многократно, не сомневайтесь. И будет извиняться до того момента, пока не раскусит гнилую натуру Гоги, как когда-то раскусила Родиона.
Ещё заметьте: Гога впервые надевает костюм. К чему бы? А вот к чему: он стремится хотя бы внешне «соответствовать» статусу Катерины. Для Катерины-мастера прокатывал непритязательный кэжуал, а вот для Катерины-директора надо одеться попафоснее...
Вот и думайте, какого бобра убила Катерина в лице «брутального» Гоги. Жестоко обжёгшись на одном нарциссе — Рудольфе-Родионе, через 20 лет она подбирает ещё более перверзный вариант.
А вот Гогу можно только поздравить. Отличный трофей подцепил! Красивая, успешная, признанная, материально обеспеченная... И такая совестливая, такая горы сворачивающая ради любви! Ведь костьми легла, а вернула его! Да он теперь на этой бабе всю зависть, всю ненависть выместит, всю собственную ничтожность на неё перевесит.
Да, жизнь у Катерины только начинается, я не сомневаюсь... Очень «весёлая» жизнь...
Автор: Таня Танк
Комментарии
Вообще он ведет себя как показательный экземпляр из книжки Ларри Банкрофта. Ну или из присловья "плюнет-поцелует-к сердцу прижмет-нахер пошлет" %))
Кино, кстати, отличное, все архетипы отношений между м/ж советского общества демонстрирует )))
Если же поразмышлять, то, возможно, герой уже имел "счастье" жить с "успешной и признанной", например, это была директор того НИИ, в котором он работал. Расстроился, да.
Таня без малейших колебаний клеит герою ярлык запойного алкоголика на основе одного эпизода. Это же все равно, что объявить причиной Таниных мешков под глазами, которые не скорректировать даже фотошопом, тот же алкоголь. А у кого проблем нет ? У успешной героини, которая реализовала себя во всех сферах, кроме как в личной жизни?
На самом деле, у меня сложилось впечатление, что самые большие проблемы у автора этого психоаналитического опуса. Поэтому не поленилась и прошла по ссылке посмотреть что за Таня Танк. 1975 гр. Женщина-вамп такая на фото.
Это из ее жж:
Они дьявольски обаятельны, чарующе загадочны, тотально бессовестны и неизлечимо бездушны. Четверо из ста, и трое из них – мужчины. Их цель – уничтожить нас морально, а иногда и физически. Превратить нашу жизнь в руины с особенным коварством и цинизмом, облачившись в маску любящего человека, сострадательного друга, надежного коллеги. Они – хищники человечества, и особенно опасны тем, что это не написано у них на лбу. Вот почему так важно уметь распознавать их на ранних стадиях.
Меня зовут Таня Танк, и я автор книги «Бойся, я с тобой. Страшная книга о Роковых и Неотразимых». Это первый глубокий анализ явления, основанный на реальных историях из жизни и трудах светил психоаналитики. По многочисленным отзывам, материал подан максимально доступно и исчерпывающе. Своими впечатлениями от книги читатели делятся здесь.
Полную версию книги «Бойся, я с тобой. Страшная книга о Роковых и Неотразимых» можно приобрести здесь
В общих чертах о том, кто такие Роковые и Неотразимые — они же злокачественные нарциссы, они же перверзные нарциссисты, они же мучители, они же психопаты, они же «темная триада», они же хищники человечества, я рассказываю в этом интервью.
О том, почему так страшно быть вовлеченным в отношения с подобными «аццкими» особями, я рассказываю здесь.
Б..дь, ребята, это страшно, это страшно ёбнутая женщинаКстати, я тоже считаю, что для более-менее успешных отношений лучше иметь примерно одинаковый социальный статус и материальный уровень. Потому что любой дисбаланс в общении такого рода - это прямой путь к будущем разрыву, либо к тому, что один из партнеров перестает ценить другого.
Катерина пытается закрыть этот дисбаланс буквально грудью, в смысле страстной влюбленностью нивелировать факт мезальянса, и позволяет собой помыкать, чтоб установить равновесие. Только это финтифлюшки всё.
На самом деле ей нужен другой директор для нечастых встреч, а Гоше - пэтэушница.
И вообще, отношения нужно заводить в юности. В зрелом возрасте мы все становимся слишком индивидуальными для того, чтоб с кем-то там встречаться длительное время. Другие цели просто - саморазвитие, карьера, деньги, кому что. А чтоб возникла прочная привязанность, это ж нужно как минимум время, ну и драйв какой-то.
Так что лучше не унижаться и не вляпываться в подобные истории, либо заведомо воспринимать их просто как веселое сексуальное приключение.
хотя замок Гогенцоллерн очень даже прекрасный
А тебе какая команда нужна, сказали? Женская, мужская? Любительская, профессиональная?