Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

Поблагодарить

Время как феномен

Всем доброго времени суток!
Тема времени была поднята в обсуждении использования этого параметра в дизайне человека, но на мой взгляд, современный человек имеет настолько много иллюзий насчёт времени, что этот феномен нужно обсудить отдельно.
Поскольку время является одной из составляющих пространства-времени, то есть осей, образующих плоскости реальности, полагаю, что уместно это обсуждение поместить именно в Концепцию "Реальность". Кто знает, что ещё кроме Дизайна Человека мы будем обсуждать, но вне времени существовать мы точно не будем.
Итак, для начала процитирую статью В.Г.Крысько о восприятии времени. Жирным шрифтом выделены те тезисы, которые мне представляются важными для формирования понимания природы времени.
Восприятие времени - это отражение в сознании человека объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специального, самостоятельного анализатора времени нет. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в нервной системе и составляет физиологическую основу восприятия времени.
Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы на время. В лабораториях И. П. Павлова эти рефлексы вырабатывались у животных, когда их кормили через строго определенные промежутки времени. Если пищу давали через каждые 30 мин, то после ряда опытов выделение слюны у животных начинало появляться ровно на 30-й мин. Следовательно, время представляет собой такой же раздражитель, как и материальные предметы и явления.
Однако наиболее точное различие промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения. Движения всегда характеризуются ярко выраженной растянутостью, дробностью, они дают отчетливое впечатление определенной быстроты и последовательности, что особенно важно с точки зрения восприятия временных промежутков.
Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, оно также связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы. Однажды воспринятое явление останется в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.
Восприятие длительности явлений. Доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 сек. путем специальной тренировки в различении микроинтервалов времени. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки.
Восприятие темпа - это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, чередование звуков).
Восприятие ритма - это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.
Восприятие движения - это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. <...>
Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.
Итак, существует ли объективно время? И да, и нет. С одной стороны, чередование возбуждения и торможения в организмах существует объективно. С другой стороны, связано оно в первую очередь с солнечным ритмом, который является всего лишь движением. Разделение движения на фазы — это деятельность человека, человеческого разума, в целях собственного удобства и комфорта. Поскольку Земля подвержена многим движениям, то и время, как производная от движения величина, подвержена изменениям в ходе движения. То есть точное время — это огромная условность и иллюзия. В связи с этим не следует создавать каких-либо производных иллюзий относительно, например, строжайшей точности любых данных, полученных на основе времени. Обещания точности — это скорее психологический элемент, создающий почву для самосбывающихся пророчеств, нежели некие законы объективной реальности. Увы, поскольку людям нравится и хочется верить в чудеса, существенных исследований в астрологии и дизайне человека по погрешностям построения карт на конкретный момент времени не проводится. Будем надеяться, что они всё-таки будут осуществлены и мы сможем более уверенно воспринимать реальность при помощи проекций, создаваемых указанными выше системами знаний. Пока этих исследований нет, настоятельно рекомендую: воспринимайте время рождения не как существенный параметр карты, а как инструмент настройки точности карты. В конце-концов, настоящей ценностью обладают именно полученные выводы, а не материал, на основе которого эти выводы были получены. Отделяйте мух от котлет, иллюзии от реальности, и будем вам счастье.

Комментарии

  • отредактировано Июнь 2016
    Отражение в сознании человека объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специального, самостоятельного анализатора времени нет. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения
    В этом абзаце заложено глубокое внутренне противоречие. Откуда автор узнает, что воспринимаем мы объективную длительность, если в основе восприятия лежит внутренний ритм организма? Есть ли вообще объективное линейное время вне живого, вне жизни? Или линейное время - феномен живого, которое рождается и умирает, а для неживого есть только вечный цикл повторения?

    (И, кстати, почему именно смена возбуждения и торможения берется за основу, а не, например, пульс, сердцебиение и дыхательный цикл, которые у всех примерно одинаковы плюс-минус?)
  • То, что в основе восприятия лежат субъективные процессы, никак не влияет на сам объективный мир. Под объективным миром и подразумевается всё то, что не исчезнет вместе с нашей смертью. Так что автор апеллирует к объективной реальности не в ключе «то, что я воспринимаю, и есть объективная реальность», он лишь говорит о том, что когда человек направляет своё внимание на восприятие не субъективных явлений, а объективных, то он в том числе воспринимает и то, что принято называть временем. Поскольку эта статья из учебника (что можно увидеть, перейдя по ссылке), то он и дал определение термину. Кстати сказать, задание определения в гуманитарных науках достаточно часто нарушает принцип формальной логики, когда новые определения задаются на основе терминов, определенных заранее.

    Я статью о том и пишу, что объективное время существует, так как существует объективное движение небесных тел. Думаю, за счёт того, что существует приливы и отливы, то есть движения неживой природы под действием небесных тел, то можно говорить и о времени вне живой природы. Вопрос только в том, насколько существование этого времени существенно для неживой природы. Переживает ли камень, что под действием солнца он ветшает? Приспосабливается ли он к Солнцу или его «судьба» — треснуть? Или же он продолжает существовать в каждой своей крупинке, а разобщенность его частей — это лишь субъективное ощущение человеком разобщенности его зрительного образа? Вопрос открытый, альтернативы возможны.

    На мой взгляд, возбуждение и торможение — это более абстрактные и более обобщенные понятия, которые в качестве факторов могут влиять и на дыхание и на сердцебиение. В возбужденном состоянии сердцебиение и дыхание более частые, в тормозящем — наоборот. То есть возбуждение и торможение являются интегральными единицами для двух вообще говоря разных процессов, поэтому они и используются. Разве это не логично? image
  • Очень рекомендую для прочтения статью С.В.Дзюбы. Написано о многих важных моментах философии времени, но без особых изысков, поэтому читается легко, хотя в виду объема может быть один или два перерыва всё-таки потребуются. Надеюсь, найдутся энтузиасты и обсуждение продолжится. image image
  • Не то, чтобы я хотела обсудить феномен времени, но высказать свою точку зрения захотелось. Не очень люблю статьи, заваленные терминологией по теме, всегда возникает ощущение, что автор разговаривает сам с собой, что то упорно доказывая. Я точно знаю, что трачу самое драгоценное, что есть у меня - мое время.

    Поэтому, я для себя давно решила. Даже в контексте обсуждаемой статьи уважаемого С.В. Дзюбы. Вот к примеру, "Скоро Новый Год!". Давно заметила и прожила такой феномен времени, как ожидание. Ты его ждешь, слюнки текут, месяц или даже два носишься с этим ожиданием, а потом опачки, 12 раз бумкнуло, и волшебство осталось далеко позади. Я больше не сижу с чемоданом возле конечного пункта и не отдаю свою энергию на это ожидание, я отпускаю их, пытаясь балансировать между понятиями "я буду" и "я была", больше отдавая предпочтение формулировке "я есть". Это если из ума. А если еще и состояние чувствовать "Я ЕСТЬ", то время, как понятие вообще исключается из процесса. Наверное, это и есть сдача свое жизни, без привязок и ожиданий.
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!