Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

Поблагодарить

Книга "Турбо-Суслик" - сам себе психолог!

Виды эмоциональных переживаний

отредактировано Сентябрь 2017 Раздел: Психология эмоций
Эмоциональная жизнь человека весьма сложна, а у многих людей она еще и очень запутана. Поэтому кроме эмоций и чувств выделяют другие эмоциональные переживания, слишком характерные, чтобы для них не было какого-то специального слова.

Аффект — наиболее мощный, бурный вид эмоционального возбуждения, крайний вид эмоции, полностью или почти полностью подчиняющий поведение человека. Аффект обычно очень интенсивен и довольно кратковременен. Примеры аффекта:
- сильный гнев или ярость,
- подавляющий ужас,
- бурная радость,
- глубокое горе,
- бесконечное отчаяние.
Аффект полностью захватывает сознание человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.
Аффект очень опасное состояние, потому что неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, полностью снижается критичность. Человек перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает, не понимать состояния, в котором находится.
В состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия.
Но бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи. Подобные явления можно наблюдать при различных стихийных бедствиях и технологических катастрофах.
Аффект влияет на функционирование всех психических процессов. Резко (обычно) изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. На них внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта.
В состоянии аффекта не работает привычная система целеполагания, человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления и человек становится как бы непонятен сам себе.
В очень сильном состоянии аффекта человек совсем не осознает своих действий, а потом - в более спокойной ситуации - не может вспомнить того, что с ним было. А если и может, то вспоминает, что происходило с ним - как во сне.
Обычно сильный аффект заканчивается "провалом" в расслабленность.

Эмоции - по сравнению с аффектом - менее интенсивные, но зато значительно более разнообразные эмоциональные переживания. Аффект всегда есть реакция на обстоятельства. Эмоции могут быть вызваны теми или иными воспоминаниями.
Когда говорят про какого-то человека, что он эмоционален, то этим самым имеют в виду, что человек часто проявляет свои эмоции: громко смеется или плачет, под влиянием эмоций может сделать какой-то сильный жест или поступок. Одним словом, он ведет себя совсем не так, как человек безэмоциональный.
Здесь важно понимать (об этом уже говорилось выше), что эмоции во многом носят внешний, активный характер. Человек может быть очень чувствительным, ранимым, постоянно испытывать множество чувств, но при этом уметь хорошо скрывать свои эмоции. Такого человека мало кто назовет эмоциональным, скорее чувствительным.

Чувства - про них достаточно уже написано. Стоит напомнить, что чувства - в сравнении с эмоциями, а тем более аффектом, носят характер внутреннего переживания (внутренней эмоции).
Еще одно интересное отличие чувства от эмоции - эмоции как бы стандартны, а чувства могут быть смутными. Эмоции теснее связаны с поведением, поэтому по поведенческим особенностям легче отделить одну эмоцию от другой. С чувствами значительно сложнее. Спонтанное изменение соматического состояния может привести к псевдо-чувству.
Бывают к тому же смешанные чувства. И это обстоятельство может породить большое количество психологических проблем невротического характера. Вплоть до фобий, например.
Чувства опираются не только на реальный мир, но и на вымышленный мир, мир сложных конструктов. Так, оказывается, что можно любить не реальную девушку, а изображение девушки или литературный персонаж. Можно не любить картинные галереи сами по себе, но любить себя в картинной галерее.
Чувства активно и более тонко по сравнению с эмоциями участвуют в установлении и поддержании социальных контактов. При любом более-менее продолжительном контакте одного человека интересуют чувства, которые испытывает к нему другой человек. Одно дело - чувство уважения, доверия, заинтересованности, симпатии. Другое дело - чувство презрения, недоверия, антипатии. При этом, что характерно, чувства очень часто обладают взаимностью. Если кто-то к кому-то проявляет чувство симпатии, то или тот другой человек со временем начинает отвечать симпатией, или первый человек со временем охладевает.
Таким образом, чувства выступают в роде некоторых таких валентных связей между людьми в социальных отношениях разного уровня.
Чувства более очевидно связаны с чертами характера человека. Так, если человек постоянно испытывает чувство радости при получении новых знаний, то про него можно сказать, что он любопытный. Если человек часто испытывает чувство зависти - завистливым. Выделяют даже моральные (нравственные) чувства: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. Существуют аморальные чувства: жадность, эгоизм, жестокость и т. д.

Интеллектуальные чувства - переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только
сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют,
усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на
содержательность и точность полученных знаний.
Примеры интеллектуальных чувств: удивление, любопытство, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения, чувство уверенности в правильности доказательства. Во время работы большинство ученых внешне (эмоционально) спокойны, но это не значит, что у них в это время нет никаких эмоциональных переживаний. Интеллектуальные чувства - довольно тонкие и своеобразные - ярко показывают, что существует теснейшая связь между интеллектуальными и эмоциональными процессами. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

Эстетические чувства во много тоже носят интеллектуальный характер. Найти прекрасное - в том числе это означает и найти какую-то взаимосвязь, скрытую гармонию, решить загадку, заложенную автором.
Вместе с тем эстетические чувства представляют собой проявление потребности в выработке эмоционального отношения к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чувство восхищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства.
В эстетических чувствах переплетается и чисто эстетическое, и моральное, и интеллектуальное. Эстетические чувства настолько сильны, что человечество "тратит" на искусство огромные ресурсы: и временные, и финансовые, и иные. Даже самому опустившемуся человеку не чуждо чувство прекрасного.
Эмоциональное состояние

Если эмоция сама по себе довольно скоротечна, то эмоциональное состояние более длительно. Часто эмоциональное состояние является следствием невозможности для эмоции найти должную разрядку. Например, если человек испытал "укол тревоги", но не смог разобраться в том, что же его именно беспокоит, что же именно он способен сделать, то тревога как эмоция может перейти в тревогу как состояние. Часто эмоциональное состояние является "хвостом", "отголоском" породившей эмоции. Если человек испытал сильную радость (эмоцию), то затем довольно длительное время (до нескольких дней) у него может быть приподнятое радостное настроение (состояние).
Страсть

Страсть тоже некоторые авторы относят к самостоятельному эмоциональному переживанию. По своему характеру страсть - это что-то вроде аффекта, только более растянутое во времени переживание. С. Л. Рубинштейн: "Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели" (Рубинштейн С.Л., 1998).
Настроение

Настроение - общий эмоциональный окрас поведения человека. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Основная суть настроения - обобщенная (валовая, если можно так сказать) оценка текущей ситуации. Если ситуация удовлетворительная, то исчезает настороженность, поведение становится более спонтанным - то есть какое-то время можно действовать так, как хочется, а не так, как надо. Это и есть хорошее настроение. Если ситуация неудовлетворительная, появляется и не исчезает настороженность, поведение становится направленным на ликвидацию угроз, явных и потенциальных, жить приходится так, как надо. Это и есть плохое настроение.
Настроение довольно инертно. Особенно это касается перехода из плохого настроения в хорошее. Как известно, испортить настроение значительно легче, чем поднять его. Даже если действие угрожающих факторов уже давно сведено на нет, инстинктивно человек продолжает еще какое-то время "быть начеку".
Положительные эмоции во время хорошего настроения - фактически есть плата за успешное преодоление проблемной ситуации ("ты успешно решил проблему - поэтому ты молодец"). Отрицательные эмоции во время плохого настроения - дополнительная мотивация к тому, чтобы человек быстрее справился с проблемной ситуацией.
Так это задумано природой. Человек, конечно, как существо разумное научился манипулировать своим настроением. Наркотики, азартные игры и другие аддикции позволяют на время забыть про проблемы, снизить тревожность, создать на время иллюзию того, что все нормально, и тем самым поднять настроение. Помогает и погружение в атмосферу коллективного веселья. Когда все вокруг веселятся - это признак того, что все идет нормально. Плохо только то, что забытая проблема не есть решенная проблема. И манипулирование своим настроением есть на самом деле раскачивание маятника настроения. Чем веселее сегодня, тем грустнее завтра.
azps.ru/articles/cmmn/vidy_emocionalynyh_perezhivaniy.html

Комментарии

  • отредактировано Октябрь 2019
    Эмоции - психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта.
    Функции эмоций:
    Отражательная функция заключается в том, что человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности.
    Сигнальная функция. Возникающие переживания сигнализируют человеку о его потребностях, о том, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и так далее.
    Информационноая функция. Чувства подают нам сигнал о том, что является для человека наиболее важным, значимым во всем разнообразии окружающих предметов, явлений, людей.
    Стимулирующая функция. Чувства определяют направление поиска, способное удовлетворить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
    Регулятивная функция. Переживания выполняют также роль регулятора нашего поведения, деятельности и способов ее выполнения.
    Подкрепляющая функция. Интересный материал, важные факты и события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.
    Переключательная функция чувств особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов.
    Приспособительная функция. Эмоции представляют собой одну из форм видового опыта. Опираясь на них, индивид выполняет необходимые действия, способствующие его выживанию и продолжению рода.
    Коммуникативная функция. Выражение лица и телодвижения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
    Защитная функция. В некоторых жизненных ситуациях эмоции могут предохранять организм от разного рода угроз для его благополучия.
    Эмоциональная сфера:
    |
    Чувства:простейшие, гармоничные, амбивалентные, низменные, возвышенные, эстетические, интеллектуальные, моральные
    |
    Настроение
    |
    Эмоции
    |
    Аффекты:радость, печаль, страх, гнев
    |
    Стресс:эустресс, дистресс
    |
    Страсти:положительные, отрицательные, возвышенные
    |
    Фрустрация

    Чувства - сложный комплекс разнообразных эмоций, связанных у человека с теми или иными людьми, предметами, событиями. Чувства имеют предметную отнесенность, то есть они возникают и проявляются только по отношению к определенным объектам: людям, предметам, событиям и тому прочему.

    Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени отдельные психические процессы и поведение человека. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Именно этот вид настроения называют самочувствием. На настроение влияют окружающая природа, события, выполняемая деятельность и люди. Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение накладывает существенный отпечаток на поведение. Настроение может как стимулировать, усиливать, так и подавлять, расстраивать деятельность человека.

    Эмоции в строгом значении слова - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Об астенических эмоциях говорят в том случае, если человек испытывает своеобразную скованность, пассивность.

    Аффектами называют кратковременные, но сильные эмоциональные переживания, бурно проявляющиеся в поведении человека и имеющие яркое внешнее выражение в его жестах, мимике, пантомимике, модуляциях голоса. В отличие от настроения аффект возникает внезапно, нарастает быстро и сравнительно быстро проходит. Аффекты появляются или в начале, или в конце соответствующей деятельности, отражая ожидания человека от предстоящей, значимой для него деятельности или ее ожидаемый конечный результат.

    Стресс - эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Современные психологи сходятся на точке зрения, согласно которой стресс на начальном этапе развития оказывает положительное влияние на человека, поскольку он способствует мобилизации психических сил и не вызывает физиологических изменений (эустресс). Однако стресс постепенно преобразовывается в так называемый дистресс, а это состояние оказывает явное отрицательное воздействие на организм. Если защитные механизмы человека не могут справиться со стрессом, то в конечном итоге он получает психосоматическое или другое психическое отклонение.

    Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Страсть избирательна и всегда предметна. Страсть захватывает все мысли человека, часто ею нельзя управлять, а она сама начинает управлять им.

    Фрустрация - психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи, переживание неудачи. Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и так далее. Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также от сложившихся в процессе становления личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности.

    Воля - сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции (М.И. Еникеев).
  • отредактировано Октябрь 2019
    Волевое поведение обусловлено внутренним планом действий, сознательным выбором цели и средств деятельности с учетом условий, необходимых для достижения планируемого результата, опережающим отражением действительности.

    Каждый волевой акт сопровождается определенной мерой волевых усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий.

    Каждое действие совершается для достижения определенной цели. Цель - психический образ будущего результата действия или деятельности в целом. Цели деятельности определяют характер и последовательность действий, а конкретные условия действий - характер и последовательность операций. Операция - структурная единица действия.

    Система представлений индивида о цели, порядке ее достижения и необходимых для этого средств называется ориентировочной основой действия.

    Каждая операция в структуре действия определяется условиями ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности.

    Умение - способность человека успешно выполнять определенные действия, деятельность с высоким качеством и хорошими количественными результатами. Навык - полностью автоматизированное движение или система движений (действий) человека, протекающих быстро, точно, без сознательного контроля со стороны человека и всегда (неизменно) приводящих к определенному, заранее известному результату. (Р.С. Немов) В навыке потребности, мотивы и цели слиты воедино, а способы выполнения стереотипизированы. Сознательная регуляция деятельности проявляется в системе волевых психических состояний.

    Волевые состояния:
    Сила воли, уверенность, решительность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, сдержанность.
  • отредактировано Октябрь 2019
    Возраст до 7 лет(первый этап - отнести к 18в)
    Развитие аффективной сферы индивида начинается еще до рождения. Ведущий вид деятельности ребенка в младенческом возрасте - непосредственное эмоциональное общение с окружающими.
    Важным новообразованием этого возраста является формирование у ребенка потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.
    - В первом полугодии жизни ведущим мотивом общения ребенка со взрослым является личностный мотив. Он олицетворяется в персоне взрослого как ласкового доброжелателя, который в то же время служит центральным объектом познания и деятельности ребенка.
    - Начиная со второго полугодия и позднее, вплоть до 2,5 лет, ведущую роль в становлении психического развития ребенка занимает деловой мотив общения. Он воплощается в лице взрослого как искусного партнера по игре, образца для подражания и эксперта по оценке умений и знаний ребенка.

    1.Улыбка возникает на лице младенца на первой неделе жизни в ответ на различные звуковые стимулы, в том числе в ответ на высокий человеческий голос. На 2-м и 3-м месяце жизни ребенок уже улыбается спонтанно, а не только на внешние раздражители.
    2.Первичные эмпатические реакции ребенка на отрицательное состояние матери - тревогу, страх, огорчение - можно обнаружить в возрасте 2-3 месяцев. Они носят характер плача, двигательного возбуждения, отказа от пищи.
    3.С развитием деятельности анализаторов у ребенка появляются условия для возникновения положительных эмоций. Так, в процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу. Кроме положительных эмоциональных форм общения, могут возникать и отрицательные эмоциональные реакции. Ребенок способен испытывать такие эмоции, как радость, любовь, страх, обида и другие.Это способствует созданию у ребенка внутренних условий для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно, отрицательного-эмоционального отношения малыша к себе и к своим качествам.
    4.Начиная с четырехлетнего возраста у детей появляется способность различать истинные и внешне проявляемые эмоции.
    5.В период дошкольного возраста у ребенка формируются многие высшие чувства. Например, ревность, гордость и самоуважение, себялюбие и эгоизм.
    6.Важное место в развитии личности ребенка дошкольного возраста занимают эстетические чувства: чувства прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического. Наиболее яркие из интеллектуальных чувств - чувства удивления и любознательности. Они отражают отношение ребенка к новым фактам реальной действительности, которые каждодневно открываются перед ним.
    7.Особую группу эмоциональных переживаний, непосредственно связанных с деятельностью ребенка, составляют так называемые праксические чувства (чувства, вызванные деятельностью, ее успехом и неуспехом, трудностями в осуществлении и завершении).
    8.В период 5-6 лет у детей можно наблюдать гендерные и индивидуальные различия в мотивации достижения.
    К концу дошкольного детства большую роль начинают играть мотивы самолюбия, соперничества и познания.
    Таким образом, можно выделить три основных направления в развитии воли дошкольного возраста: развитие целенаправленности действий, изменение мотивации, включение речи в процесс регуляции поведения и деятельности.
  • По степени обобщенности предметного содержания чувств, они делятся на: конкретные, обобщенные и абстрактные. Содержание и формы выражения эмоций и чувств:
    -Закономерность чувств - обобщенность. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, одной из закономерностей чувств является их обобщенность и возможность переноса.
    - Закономерность чувств - притупляемость , чувства под влиянием длительно действующих раздражителей - притупляются.
    - Закономерность чувств - их суммация. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются.
    -Закономерность эмоций - замещать. Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности. -Закономерность эмоций - их переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты (в худшем варианте «возмещение зла на слабом»).
    - Закономерность эмоций - их амбивалентность. В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы - амбивалентны, тогда возникает внутриличностная конфликтная ситуация.
    Эмоции и чувства имеют внешнее выражение - экспрессию. Чем более выражает человек свои эмоции и чувства через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит об отсутствии эмоций; человек может скрывать свои переживания, загонять их вглубь, что может стать причиной длительного психического напряжения, отрицательно влияющего на состояние здоровья. Внешне эмоции и чувства выражаются: движениями мышц лица (мимика); движениями мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка); изменениями тона голоса; изменениями темпа речи. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.
    Динамика протекания эмоций и чувств выражается в их длительности, интенсивности, направленности, широте (на круг каких объектов она направлена) и пр.

    Переживаемые эмоции и чувства накладывают отпечаток на внешний и внутренний облик личности. Качество эмоций определяется качеством морального, эстетического и интеллектуального сознания.
    Низкий уровень развития эмоций обозначается как эмоциональная незрелость или психическая незрелость, или недоразвитие чувств.
    Это проявляется:
    *в низкой способности прислушиваться к своим эмоциям, распознавать их;
    *в низком уровне организации эмоциональных функций;
    *в отсутствии способности к моделированию эмоций;
    *в чрезмерной эмоциональной экспрессивности, отсутствии экспрессивности;
    *в малом разнообразии эмоций;
    *в нетерпимости к отсрочке и отлагательству, изменению ситуации и плана, отказу и ограничению,
    *в неограниченных требованиях к миру, к реальности;
    *в невозможности переносить отрицательные эмоции во благо далеких целей;
    *в низкой способности переносить отрицательные, травмирующие эмоции;
    *в потребности эмоциональных перемен (постоянных);
    *в постоянной сосредоточенности и концентрации на настоящем(отсутствии перспективы и намерения - будущего, обработки прошлого опыта - прошлого) ;
    *в искажении реальности под действием переживания эмоций;
    *в частой подверженности аффективным состояниям и срывам;
    *в низком стимуле или низкой способности саморазвития, воспитания моральных, эстетических и интеллектуальных чувств;
    Эмоциональная зрелость часто называется как психологическое здоровье – это процесс научения, развития, воспитания, умения находиться в гармонии со своими эмоциональными переживаниями. Человек прислушивается к своим эмоциям, распознает их. Может их выразить открыто и без искажений.
    Это проявляется:
    *в способности к саморазвитию и воспитанию моральных, эстетических и интеллектуальных чувств: в процессе познания, получения знаний и открытости новому опыту, эмоциональная сфера, опыт изменяется, расширяется и обогащается. Высокий стимул;
    *в сдерживании непосредственных эмоциональных проявлений, умеренной экспрессивности;
    *в формировании эмоциональной устойчивости - способности к перенесению трудностей, отрицательных эмоций во благо далеких целей;
    *в организации эмоциональных функций и способности моделировать эмоции;
    *в низкой подверженности аффективным состояниям - стрессоустойчивости;
    *в способности оказывать влияние на эмоциональное состояние - саморегуляции
    (распределение, сосредоточение, переключение, абстрагирование), переносить, преодолевать и регулировать аффективные состояния, отрицательные, травмирующие эмоции;
    *в способности развития эмпатии - сострадания и сопереживания без причинения вреда себе и другим;
    *в способности отчетливо распознавать и выражать без искажений эмоции;
    *в способности не отрицать и не прекращать эмоции и чувста: понимание возникновения эмоций и чувств, что прекратить их человек не может, но преодолеть - он в состоянии;
    *в способности терпимо относиться к отсрочке и отлагательству, изменению ситуации и плана, отказу и ограничению, характеризующийся самообладанием, сдержанностью и внимательностью: выдержка, решительность, смелость, настойчивость, самоотверженность, самостоятельность, самоорганизованность, независимость, инициативность, сила воли;

  • отредактировано Октябрь 2019
    Аффективные расстройства
    Изменения уровня чувственной сферы проявляются двумя группами расстройств: регрессом чувств и прогрессом чувств.

    Регресс чувств наблюдается в форме исчезновения высших (предметных и мировоззренческих) чувств и преобладания низших (элементарных) чувств, вытекающих из органических потребностей.
    Прогресс чувств характеризуется доминированием высших чувств, то есть чувств морального, эстетического удовлетворения, личного достоинства и других.

    Изменения настроения обнаруживаются в виде повышенного (гипертимия) и пониженного (гипотимия) настроения.

    К разновидностям болезненного повышенного настроения относятся гипомания, мания, эйфория, мория, экстаз.
    Гипомания, или гипоманиакальное настроение, характеризуется повышенной деятельностью, сочетающейся с разбросанностью в поступках, веселостью, повышенной общительностью, остроумием, предприимчивостью и уверенностью в себе.
    Мания, или маниакальное настроение, проявляется триадой расстройств: повышением настроения, ускорением психической деятельности, увеличением темпа двигательной активности. В детском возрасте отмечаются смешанные, нерезко очерченные гипомании, проявляющиеся в повышенной веселости, чрезмерной подвижности с капризностью, непослушанием, дурашливостью, повышенной самооценкой, с фрагментарными идеями величия и признаками расторможенности влечений.
    Эйфория. Благодушное, полное удовлетворенности и довольства, беззаботное настроение без оживления идеаторных процессов и стремления к деятельности, некритичное состояние, возникающее обычно на фоне более или менее выраженного интеллектуального дефекта.
    Мория. Немотивированное повышенное настроение, сочетающееся с нелепостью и дурашливым поведением при наличии интеллектуального снижения. Мория (греч. moria — глупость, безрассудство) — патологическое состояние, при котором повышенное настроение в сочетании с двигательным возбуждением, беспечностью, дурашливостью, склонностью к грубым шуткам, каламбурам. Характерны также расторможенность влечений, эйфория, склонность к аморальным поступкам.
    Наблюдается при поражении базально-лобных отделов головного мозга. Мориоподобная симптоматика описана при патологии субдоминантного полушария большого мозга. Мория может сменять обусловленный поражением конвекситатной поверхности лобных долей апатико-абулический синдром или предшествовать ему.
    Экстаз. Напряженное переживание блаженства, необычайного счастья, высшей степени восторга до исступленного восхищения, нередко с сужением сознания.

    Болезненно пониженное настроение наблюдается в форме депрессии, дисфории, тревоги, страха, апатии. Характерными особенностями депрессии являются подавленное настроение, замедление психических процессов, двигательная заторможенность.
    Дисфория проявляется в виде напряженно-злобного или мрачно-недовольного подавленного настроения.
    Тревога. Аффект напряженного переживания смутной, неопределенной, беспредметной опасности, катастрофы. Может сочетаться с недоверчивостью, настороженностью, внутренним беспокойством, нарушением целесообразной деятельности, суетливостью, беспорядочными метаниями, изменчивой мимикой, беспокойным взглядом, сбивчивой речью, учащенными сердцебиениями, прерывистым дыханием, холодным потом, бледностью, расширением глаз и зрачков, непроизвольным мочеиспусканием.
    Страх можно определить как эмоциональное состояние, которое появляется в случае осознания человеком надвигающейся опасности. В конце раннего возраста (к 2-3 годам) появляются конкретные страхи: предметы, существа, явления. Примерно с трехлетнего возраста начинается период символических страхов. Например, страх темноты. Со страхом связано также и состояние тревоги, которое возникает в том случае, когда ситуация, чреватая опасными последствиями, не очень определена.
    Апатия — (от греч. «бесчувственность») безразличное отношение ко всему происходящему вокруг. По мере нарастания имеет обыкновение усиливаться, от некоторого ослабления желаний, стремлений, до отсутствия намерений и целей, снижения активности до абсолютно полного безразличия. Нередко к апатии на бытовом уровне приравнивают меланхолию.
    При апатии несколько видоизменяется поведение в обществе. Так, отмечают следующие признаки:
    *обеднение мимики;
    *заторможенность и некоторый автоматизм двигательной активности;
    *монотонность речи;
    *замедленные ответы на вопросы, неохотное общение с окружающими;
    *видимые упадок сил и отсутствие интереса к работе и отдыху;
    *повышение раздражительности;

    К изменениям эмоциональной реактивности можно отнести патологический аффект, апатию и амбивалентность.
  • Связь эмоционально - волевой регуляции с мотивами
    Развитие -эмоционально - волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях:
    *это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
    *это обретение человеком контроля над своим поведением;
    *это выработка эмоционально - волевых качеств личности;
    Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции. Мотивация поступка, в которую включается эмоционально - волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Совершенствование эмоционально - волевой регуляции поведения связано с общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать силу волю в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.
    Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку, эмоционально - волевое действие всегда можно отделить от остальных.
    На этапе борьбы мотивов возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека. Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном эмоционально - волевом действии. Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап - принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются, средства, способы, последовательности их использования т. е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения. Эмоционально - волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разноплановых влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия решения. Еще один признак эмоционально - волевого характера действия – это наличие продуманной последовательности осуществления. Действие, не имеющее продуманной последовательности - нельзя считать эмоционально - волевым. Принимая решение, человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. Осознание последствий своего поступка и зависимости того, что произойдет от собственного решения, порождает специфическое для эмоционально - волевого акта чувство ответственности.
    Принятие решения может протекать по-разному:
    *иногда оно вовсе не выделяется в сознании как особая фаза: акт совершается без особого решения, так бывает в тех случаях, когда возникшее у человека побуждение не встречает никакого внутреннего противодействия, а осуществление цели, соответствующей этому побуждению, – никаких внешних препятствий (при таких условиях достаточно представить себе цель и осознать ее желанность, чтобы последовало действие).
    *в тех волевых актах, в которых за возникновением побуждения к действию следует сколько-нибудь сложная борьба мотивов или обсуждение и действие отсрочиваются, решение выделяется как особый момент, иногда решение как бы само наступает, будучи полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов.
    *наконец, бывает так, что до самого конца и при самом принятии решения каждый из мотивов сохраняет еще свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала, и решение в пользу одного мотива принимается не потому, что действенная сила остальных исчерпана, что другие побуждения утратили свою привлекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность принести все это в <<жертву>>, в таком случае, когда конфликт, заключенный в борьбе мотивов, не получил разрешения, которое исчерпало бы его, особенно осознается и выделяется решение, как особый акт, который подчиняет одной принятой цели все остальное, само решение, а затем и следующее за ним исполнение в таком случае обычно сопровождаются ярко выраженным чувством усилия( в этом чувстве, связанном с внутренней борьбой, некоторые склонны видеть особый момент эмоционально - волевого акта, однако это не так, вовсе не всякое решение и выбор цели должны сопровождаться чувством усилия, наличие усилия свидетельствует не столько о силе волевого акта, сколько о том противодействии, которое эта сила встречает.
    <<Когда человек весь в своем решении и все его устремления в полном, нерасчлененном единстве слиты, он не испытывает усилий, принимая решение.>>
    Но тем не менее в этом эмоционально - волевом акте может быть <<особая>> сила. Она не может не сказаться на исполнении решения. Здесь, однако, в борьбе уже с реальными трудностями способность к волевому усилию приобретает существенное значение как важнейший компонент преодоления или проявление силы воли.
    В известном смысле каждый волевой акт включает в себя решение, поскольку он предполагает принятие определенной цели и открывает соответствующему желанию доступ к моторной сфере, к действию, направленному на ее осуществление. Эмоционально - волевые качества - это особенности саморегуляции, ставшие свойством личности, проявляющиеся в конкретной специфической ситуации и обусловленные характером преодолевания трудностей.
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!