Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

Поблагодарить

Живопись у-син

отредактировано Август 2018 Раздел: Всё остальное
image

У-син (Пять элементов; - стихий; - действий; - движений; - столбцов; - фаз; - состояний кит. трад. 五行, 五行,wŭ xíng) — одна из основных категорий китайской философии; пятичленная структура, определяющая основные параметры мироздания. Помимо философии, широко используется в традиционной китайской медицине, гадательной практике, боевых искусствах, нумерологии.

Этимологическое значение иероглифа «син» – «перекресток дорог» – определяет его семантику – «ряд», «шеренга», «движение», «ходьба». «У син» в так называемом космогоническом порядке суть «вода», «огонь», «металл», «дерево», «почва».

Это не первосубстанции космоса, а символы, или первые и главные члены, пяти рядов-классов, на которые разделяются все предметы и явления мира, как вещественные, так и невещественные. Каждый из этих рядов дает характеристику некоего состояния в процессуальной связи с другими рядами-состояниями, которые связаны с «огнем», «водой» и т. п. не субстанциально, как «первоэлементы» древнегреческой философии, а функционально.

В генетическом смысле «у син» также не первичны, поскольку их появлению предшествуют по крайней мере два этапа – изначального «Хаоса» (хунь дунь) или «Великого предела» (тай цзи) и дуализированности космоса силами инь ян.

Истоки учения об «у син» восходят к древнейшим (конец II тысячелетия до н.э.) представлениям о пятеричном устройстве земной поверхности (у фан – «пять сторон света», у фэн – «пять ветров-направлений») или более поздним (1-я половина I тысячелетия до н.э.) классификациям результатов хозяйственно-трудовой деятельности человека (лю фу – «шесть складов», у цай – «пять материалов»). В Гуань-цзы (3 в. до н.э.) говорится, что «у син» были созданы мифическим императором Хуан-ди наряду с пентатоникой и пятью чиновничьими рангами.

Одно из наиболее ранних упоминаний концепции о первоэлементах — в книге «Речи Царств» («Гo Юй»): На восьмом году правления Чжоусскоrо Ювана (782—771 гг. до н. э.) историограф Бо, отвечая на вопросы чжэнскоrо Хуань-гyнa, говорил:

«А ведь гармония фактически рождает все вещи (соединяя в себе субстанции с разными свойствами)… Так, древние мудрецы смешивали Землю с Металлом, Деревом, Водой и Огнем, создавая благодаря этому все вещи».

Наиболее ранним упоминанием пяти компонентов концепции у-син в классической литературе является глава «Хун фань» (Великий План) из Книги документов. Однако хронологически предшествующая ей глава «Совет Юя Великого» также содержит их упоминание; по-видимому речь идёт не о философской концепции, а о категориях ресурсов: помимо классических пяти называется также зерно 穀. Стиль обеих глав подсказывает, что они относятся к эпохе Воюющих царств.

Включает в себя пять классов (Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода), характеризующих состояние и взаимосвязь всех существующих предметов и явлений. Возникновению у-син предшествует развертывание следующих состояний: Изначальный хаос (хунь дунь), Беспредельное (у цзи), Великий предел (тай цзи); Инь-Ян.

Возглавляя обширный набор всевозможных пятичленных множеств, как-то: «пять сторон света», «пять времен года», «пять чисел», «пять благодатей», «пять пневм», «пять цветов», «пять вкусов» и т.д., «у син» образуют сложную мироописательную систему. Она включает в себя значительное количество различных порядков «у син», связанных между собой четкими структурными соотношениями и взаимопереходами.

Пяти элементам присущи два основных циклических взаимодействия: взаимопорождение и взаимопреодоление.

Взаимопорождение состоит в следующем: Дерево порождает Огонь, Огонь порождает Землю, Земля порождает Металл, Металл порождает Воду, Вода порождает Дерево.

image

Важнейшие среди этих порядков «взаимопорождение» («дерево» – «огонь» – «почва» – «металл» – «вода» – «дерево»...) и «взаимопреодоление» («почва» – «дерево» – «металл» – «огонь» – «вода» – «почва»...) преобразуются друг в друга путем считывания противоположной последовательности элементов через один, что в геометрическом плане выступает как соотношение правильного пятиугольника и вписанной в него пентаграммы.

Развитую форму учение об «у син» обрело в 4–2 вв. до н.э., чему во многом способствовали Цзоу Янь и Дун Чжуншу. В дальнейшем оно соединилось с учением об инь ян и образовало теоретический фундамент общеметодологического «учения о символах и числах» (сян шу чжи сюэ), став неотъемлемой частью практически всех философских и научных построений, а в настоящее время продолжает играть ведущую роль в теории китайской медицины.


Живопись у-син

image

Живопись У-син — это техника саморазвития, построенная на основе сочетания приемов китайской живописи гохуа, системы 5-и элементов У-син и других понятий даосской натурфилософии. Изображение предметов, существ и пейзажей в технике живописи у-син связано больше с познанием их внутренней сущности, чем внешней формы.

Техника живописи возникла в конце 90-х годов XX века. Основные принципы были сформулированы Максимом Парнахом. Чуть позже Щербаков Андрей взялся за их доработку. Парнах за несколько вечеров систематизировал мазки китайской живописи в соответствии с метафизикой у-син и создал фундамент техники, с помощью которой можно научить любого рисовать за короткий срок.



Главным полем применения этой техники на первом этапе стало лечения детей инвалидов. Парнах пытался найти связь с традиционной китайской живописью, но принципы у-син нигде не использовались, хотя 5 движений являются базисными для многих практик, рожденных в Китае. Затем стало известно, что принцип у-син внедрен в практику чайной церемонии, в медитацию (где 5 органов у-син (печень, сердце, поджелудочная железа, легкие и почки) исцеляют с помощью 5-ти цветов у-син (бирюзовый, красный, золотистый, белый, синий) и 5-ти соответствующих звуков). Но дальнейшее исследование привело к пониманию, что у-син внедрен в цигун благодаря Мантэка Чиа и Сюй Минтану, — современникам.

Практика внутреннего стиля ушу «Синьицюань», имеет 5 основных движений, соответствующих 5-и элементам у-син. Это косвенно доказывает древнее происхождение живописи у-син.


Базовые принципы живописи у-син

Первый

Позволяет художнику проработать свои психологические качества через движение. На первом этапе обучения художник создает мазки только с помощью движений рукой. Второй этап связан с включением в процесс рисования корпуса, на третьем этапе создание картины превращается в полноценный танец. На последнем этапе для человека, практикующего живопись у-син, важно чувствовать тонкие аспекты движения. Процесс увеличения чувствительности связан с преодолением скованности и ограниченности в движениях. Известным фактом является то, что психологические проблемы человека неразрывно связаны с физическими зажимами. Поэтому можно сказать, что картина у-син является своеобразной разновидностью телесно ориентированной психотерапии.

Второй

Заключается в системе У-син. 5 элементов знаменуют 5 качеств энергии — дерево, огонь, земля, металл, вода. В живописи каждому из этих элементов соответствует определенное движение, и только этими пятью видами мазков художник У-син пишет свои картины.


Дерево - элемент ян. Дерево в движении проявляется через непосредственность и стремительность. Четкий ритм является неотъемлемой чертой этого типа движения. Форма мазка это линия, которая начинается и заканчивается с точки, так же, как основные направления китайской каллиграфии — горизонтальная линия, вертикальная линия.Традиционно этот тип мазков используется для рисования бамбука.

Огонь является кульминацией ян. Огонь быстрый и неуловимый. Мазок часто выглядит как лодка и выполняется мгновенными движениями. Он хорошо подходит для рисования птиц, листьев и лепестков цветов — всё это мимолетное и преходящее.

Металл — возрастающий Инь. Он имеет свойство плавиться, переходя из предыдущей твердой формы в жидкую, после чего способен снова перейти в твердую форму. Мазок — это линия, напоминающая ленточку, которая имеет сужение в начале и в конце. Примером является рисования тонких травинок.

Вода — энергия Инь достигает апогея. Она является антиподом огня. Огонь — это жар и мимолетность, а вода — это холод и постепенность, неторопливость. Проявлением эмоций «Воды» является нежность. Создается благодаря прокручивания кисти. Примером является рисование цветов, к примеру пионов, а также этим движением рисуют дым и закрученные стволы деревьев.

Земля - это центр, середина. Основным качеством энергии является структурность. Земля — это точки. Наносятся держа кисть вертикально к поверхности.

Третий

Заключается в сочетании в одном рисунке сразу нескольких искусств.
Обучаясь живописи у-син, ученик очень быстро выходит за рамки живописи, когда стремится украсить рисунок каллиграфической надписью. Вследствие увлечения каллиграфией, как правило, просыпается интерес к изучению китайского языка. Необходимость подобрать хорошую надпись влечет интерес к поэзии. Каллиграфия и живопись основаны на координации движений и дыхании, так что очень скоро ученик начинает осваивать элементы цигун. Интерес к отработке движений и необходимость рисовать всем телом порождает интерес к ушу, танцам и йоге. Создание рисунка по китайским традициям, как правило, завершается печатью. Но печать тоже интересно изготовить самому, и так ученик уже начинает увлекаться резьбой и лепкой. А ведь нарисованную картину нужно ещё и красиво оформить и правильно разместить. И т.д. Таким образом, начиная заниматься живописью у-син, человек оказывается втянутым в процесс постоянного самосовершенствования.
Андрей Щербаков. О философии живописи У-син
Четвертый

В непривязанности к художественному результату. Цель художника, развивающегося в живописи У-син – самосовершенствование. Картина не является при этом целью самого творческого процесса.

Пятый

Воплощение принципов даосизма и буддизма. Основной принцип заключается в так называемом «недеянии» (无为 у-вэй) и следовании естественному пути. У-вэй очень наглядно демонстрируется рисованием «от пятна» (первоначально существует пятно, которое затем, с добавлением минимальных изменений, превращается в объект). В живописи У-син нет эскизов. Рисунок формируется быстрыми мазками и пятнами, поэтому нет возможности его испортить, т.к. любое движение может органично вписаться в целостность картины.

Дело в непривязанности. Практик живописи у-син не должен иметь предпочтений, освободиться от привязанности,прежде всего - к результатам своего труда. Важным являются внутренние открытия, которые делает художник.
На самом деле привязка мазков к 5-и элементам у-син, как и любые художественные каноны, это всё то, что художник, практикующий усин, со временем должен отбросить, в поисках той самой истины, которую не произнесёшь словами.
Андрей Щербаков.О живописи У-син
Матрица Судьбы: индивидуальный анализ вашей матрицы
Базовая расшифровка бодиграфа понятным языком

Комментарии

Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!