Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

Поблагодарить

Архетип "Шут" ("Джокер")

отредактировано Ноябрь 2016 Раздел: 12 архетипов
Глава 12
Шут
Девиз: «Если я не смогу танцевать, я не хочу участвовать в вашей революции»

Архетип Шута включает в себя клоуна, трикстера и любого человека, кому нравится
играть и подрывать основы. Примером могут быть маленькие дети с их игривостью
и спонтанностью, шуты в пьесах Шекспира, лудильщик Янки из американской
истории и литературы, фигура Койота из легенд американских индейцев,
комики (Чарли Чаплина, Мэй Уэст, братья Маркс, Лили Томлин, Стив Мартин
или Джей Лино), а также персонажи многочисленных телевизионных комедий.

Пока можно просто веселиться, Шут зовет нас выйти из дома и поиграть друг
с другом. Шуты наслаждаются жизнью и общением без какой-либо задней мысли.
Предпочитая превращать жизнь в вечеринку, Шут делает своим естественным
местообитанием игровую площадку, близлежащий бар, комнату отдыха и
любое другое место, где можно повеселиться. В то время как Славный Малый и
Любовник контролируют себя, чтобы соответствовать другим или быть привлекательными
для окружающих, Шут позволяет себе отпустить вожжи, демонстрируя
веру в то, что можно оставаться собой и в то же время быть любимым и даже
обожаемым окружающими.

Возможно, в силу того, что мы живем в такой серьезной культуре, Шут является
хорошей идентификацией для бренда, поскольку практически все люди хотят
веселиться немного больше. Вы можете вспомнить об успехе рекламы молока,
в которой изображены знаменитости с молочными «усами» на лице. Если бы
эта реклама была более стереотипной, то молоко рекламировали бы за его полезность.
Однако эта великолепная кампания признавала, что молоко может связать
любого из нас с любящим повеселиться, шаловливым внутренним ребенком.

Хотя вся реклама «Got milk» («Выпили молока») великолепна, лучшие ее образцы
показывали печенье, а не молоко, позволяя зрителю посмотреть на печенье,
а затем неизбежно захотеть молока, чтобы запить его. Вы не можете видеть такую
рекламу без того, чтобы в вас не проснулась ваша детская часть, которая никогда
не ассоциирует с печеньем даже лучшие сорта кофе. Ребенок хочет молока.

Шут нередко заставляет нас смеяться над ситуациями, которые скорее печальны,
нежели полны юмора (как и комедийный актер, поскользнувшийся на банановой
шкурке). Одна особенно зажигательная реклама «Выпили молока» изображает
человека, целиком закованного в гипс. Друзья пытаются доставить ему
удовольствие, скармливая ему печенье. Его затрудненное положение — неспособность
попросить молока — позволяет зрителю отождествить себя с затруднительностью
его ситуации и, по сути дела, попросить за него. Эта блестящая реклама
привлекает покупателя к решению проблемы, заставляя его сочувствовать персонажу,
который купил товар, но не может получить его.

Шут
Основное желание: жить в настоящем, извлекая из этого максимум удовольствия.
Цель: замечательно провести время и повеселить окружающий мир.
Страх: скука или быть скучным.
Стратегия: играть, шутить, быть забавным.
Ловушка: растратить жизнь впустую.
Награда: радость.

ПРАВИЛА СУЩЕСТВУЮТ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НАРУШАТЬ ИХ

Шута можно узнать в дураке, трикстере, шутнике, остряке, человеке, развлекающем
публику, клоуне, проказнике, любителе розыгрышей или комике.

Шут представляет собой архетип, который наиболее полезен для того, чтобы
справиться с абсурдностью современного мира и безликой, аморфной повседневной
бюрократической рутиной, отчасти потому, что он ко всему относится очень
легко, а отчасти — потому что больше всего ему нравится нарушать правила. По
своей сути, политика Шута является анархической, что великолепно проиллюстрировала
Эмма Голдман, знаменитая анархистка, которая сказала: «Если я не смогу
танцевать, я не хочу принимать участие в вашей революции». Готовность Шута
нарушить правила ведет к инновационному, нетрадиционному мышлению. Характерная
индивидуальность этого архетипа хороша для таких брендов, как забавные
пищевые продукты, которые далеко не всегда полезны для вашего организма.
Идентификация с Шутом, как правило, подразумевает следующее: «Смотрите
проще на питание и здоровье и повеселитесь немного». Сласти («M&Ms», «Snickers
»), чипсы («Pringles»), сигареты («Merit», «Веселитесь вместе с «Merit») и ликеры
(«Parrot Bay», «Kahlua», «Что-то случится») обещают маленький отпуск и отдых
от обычных правил, предписанных здравоохранением.

Мобильные телефоны «NeoPoint» эксплуатируют образ Шута, советующего
«умные телефоны компании для того, чтобы повысить ваш собственный IQ и
«оживить клетки мозга, утраченные во время учебы в колледже». Таким образом,
бренд Шута помогает вам не думать о логических последствиях безответственного,
нездорового и даже незаконного поведения. Вы можете вспомнить великолепную
классическую рекламу «Alka-Seltzer»: «О Боже, это же перченая фрикаделька!
» Юмор, направленный на самих себя, убеждает покупателей в том, что теперь
они могут безнаказанно есть пряную пищу.

Кроме того, Шут обещает, что деятельность, которая обычно считается
утомительной и скучной, можно превратить в веселье. Так, реклама трактора «Kubota»
говорит следующее: «Конечный результат оправдывает трактор. Запах
свежескошенной травы. Тихое жужжанье четко работающих механизмов. Способность
сделать больше, чем вы могли себе представить. Вера в то, что если вы не
получаете удовольствия, то это — не настоящая работа». Возможно, это — «тракторная
тема», потому что Джон Дир (John Deere) сравнивает опыт работы на тракторе с
«вашей первой поездкой верхом на пони», обещая следующее: «Вы хотите, чтобы
ваша первая поездка верхом никогда не кончалась».

Этот поворот фразы, превращающий негативные ожидание в позитивные, является
одной из величайших стратегий Шута. Жевательная резинка без сахара
для детей «Trident» переворачивает с ног на голову предположение о том, что
жевательная резинка вредна для детских зубов. Реклама, изображающая милого
маленького мальчика, наполовину скрытого огромным пузырем, который он
только что выдул, говорит так: «Он обижается и надувается, и укрепляет свои
Зубы». Аналогично, компания ABC (American Broadcasting Corporation) на протяжении
многих лет вела рекламную кампанию, используя тезис «Телевидение полезно
» и извращая высказывания о «лежачем камне» и шутки о том, что просмотр
телевизионных передач ведет к распаду клеток головного мозга. Об этой «желтой
кампании» было очень много разговоров, но вопрос остается открытым: соответствовало
ли что-либо в расстановке сил или культуре компании-Шута, или эта
умная рекламная задумка просто адресована не тем, кому нужно.

Компании проявляют мудрость в тех случаях, когда, расширяя спектр услуг
или приобретая новые компании, сохраняют ту же самую архетипическую характерную
индивидуальность своего бренда. Компания Camel прекрасно справилась
с этой задачей, расширив свой ассортимент от сигарет до того, что в рекламе названо
«экзотическими путешествиями» и «товарами для удовольствия». Однако,
хотя Шут хочет, чтобы мы легко относились к жизни, веселились и прекратили
беспокоиться о последствиях, это отнюдь не означает, что публика всегда покупает
товары с архетипом Шута. Например, использование мультипликационного
персонажа Джо Кэмела для того, чтобы люди опасались делать курение привлекательным
для детей, было достаточно серьезным, и даже индивидуальность
Шута не смогла предотвратить оскорбления общественного мнения.

Шут не любит людей, скучающих на вечеринках, излишне серьезных и лишенных
чувства юмора. Следовательно, оборотной стороной Шута может быть тенденция
играть на протяжении всей жизни, а не решать проблемы или задумываться
над серьезными вещами. Если характерная индивидуальность вашего бренда
определяется архетипом Шута, предполагается родительское руководство.

«PEPSI»: БРЕНД-ШУТ

Шут как нарушитель правил имеет длинную и славную историю. У средневековых
королей часто бывали шуты, которые не только смешили двор, но и говорили
королям такую правду, за которую казнили любого другого. Следовательно, Шут
выступал в роли своего рода предохранительного клапана для королевства.
В наши дни сатирики, начиная от Уилла Роджерса и заканчивая Джонни
Карсоном и Джеем Лино, постоянно высмеивают политических лидеров точно так же,
как шекспировские шуты пародировали королей. Архетип Шута стал импульсом,
породившим сам жанр политической сатиры. Этот архетип хорош для бренда,
который выступает против устоявшихся норм. Шут (как и придворный дурак)
в классическом случае должен закрывать собой бреши в королевской помпезности.
Следовательно, любой бренд, бросающий вызов другому бренду, занимающему
правящее положение на рынке, может приобрести преимущества в конкуренции,
высмеивая самодовольство господствующего бренда — что компания «Pepsi»
и проделала успешно в отношении «Соке».

Хотя «Pepsi» иногда и вторгается на территорию других архетипов* ее лучшая
реклама всегда выдержана в стиле Шута.

БЫТЬ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Архетип Шута помогает нам проживать настоящую жизнь в настоящем и позволяет
быть импульсивными и спонтанными. Например, Hampton Inn рекламирует
свои бесплатные завтраки с помощью вопросов, которые должны привлечь внимание
того духа свободы, который гнездится в душе каждого из нас: «Вы все еще
ищете приз в коробке с хлопьями? Вам приходилось когда-нибудь брать больничный
по поводу весенней лихорадки? Кажется ли вам ваша первая встреча
длиннее на пустой желудок?»

Когда у человека активизируется архетип Шута, он хочет веселиться. Его основное
желание — быть спонтанным, возвратить себе то. состояние игривости, которое
было присуще ему в далеком детстве. Смех, шутки и даже проказы кажутся вполне
приемлемыми. В таком состоянии слишком серьезные и ответственные люди кажутся
чересчур зажатыми. Конечно, больше всего Шут боится быть скучным для
окружающих или скучать в их обществе. Кроме того, Шут обещает, что жизнь может
быть легкой. В общем, характерная индивидуальность бренда «Timex» больше
соответствует Славному Малому, но на одном из рекламных модулей изображен
акробат, закинувший ноги за голову, весело насвистывающий и заводящий свои наручные
часы. Надпись гласит: «До смешного легки в использовании».

Шут обитает в равноправной среде приятелей как мужского, так и женского
пола. Как и в случае Славного Малого, его отличает невысокий, земной стиль.
Шут не стремится выглядеть «соответствующим образом». Вместо того чтобы
сливаться с окружающими, Шут предпочитает выглядеть немного смешным. На
смену пестрому одеянию Шута времен Шекспира пришли подтяжки, галстукбабочка
и, совсем недавно, бейсбольные кепки, одетые козырьком назад. Транслируемое
сообщение звучит следующим образом: «Вы захотите потусоваться со
мной. Вы прекрасно проведете время». В рекламе пива «Miller Lite» Дик Баткус и
Бубба Смит говорят: «Мы здесь пьем "Lite", потому что оно не такое сытное и
имеет великолепный вкус. Кроме того, мы не умеем кататься на лыжах». Компания
спортивных товаров Teva изображает человека в каяке перед парадной дверью,
который говорит: «Выходи, поиграем». Текст другой рекламы идет еще дальше,
сообщая следующее: «Вчера было водное сражение во дворе перед домом.
Сегодня вы можете впервые попробовать "Катастрофу". В какую бы игру вы ни
играли, играйте в сандалиях "Teva". Почувствуйте себя опять ребенком».

ЧЕМ СУМАСБРОДНЕЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ

Архетип Шута нередко является великолепным способом привлечь пристальное
внимание, поскольку Шут обожает сумасбродства. Так, компания «eTour.com» вы
пустила рекламу с бизнесменом, сидящим за своим письменным столом, а напротив
него, на компьютере, стоит олимпийский пловец, готовый нырнуть в воду. Надпись
гласит: «Теперь то, что вам нравится, само найдет вас». По всей видимости, архетип
Шута является великолепной индивидуальностью для высокотехнологичных фирм,
поскольку молодые люди склонны считать продукцию высоких технологий развлечением.
Компания eTour.com обещает: «Никакого поиска. Только серфинг». А серфинг
может быть игрой. Реклама «Pocket PC» изображает, энергичных, неистовых
молодых мужчин и женщин, бросающих игривый вызов читателю: «А ваша ладонь*
справится с этим?» Яркие цвета и восклицания «Yahoo!» буквально кричат: «Нырните
в Web — это очень весело, если вы используете нашу услугу».

Поскольку дети любят животных, реклама, основанная на архетипе Шута, часто
использует образы дружелюбных животных. Компания Hyundai (девиз которой
гласит: «Вождение — это вера») позиционирует «Hyundai Elantra» как лучшего
друга человека, заявляя, что она «делает все, но только не может лизнуть вас
в лицо». Компания Glad zipper Storage bags, выпускающая мешки для хранения с
двойной герметичной застежкой на молнии, изображает золотую рыбку, которая
счастлива от того, что застежка герметична и вода не вытечет.

WeddingChannel.com мягко подшучивает над новобрачной в белом платье и
женихом во фраке, которые пьют вино из бумажных стаканчиков в абсолютно
пустом доме, застенчиво поглядывая друг на друга. Надпись гласит: «Великолепная
идея подарка: бокалы для вина», но абсолютно ясно, что они смогут применить
все, что вы им подарите!

Наконец, многие бренды добились успеха, стараясь выглядеть более современными
и смешными благодаря использованию персонажей из мультфильмов или
комедий. Корпорации IBM удалось изменить свой чересчур серьезный имидж,
воспользовавшись персонажем Чарли Чаплина в рекламе «Junior PC». Компания
MetLife воспользовалась персонажами из «Peanuts», чтобы смягчить свой имидж,
a Butterfinger успешно модернизировала свой имидж благодаря рекламным роликам,
в которых участвовал Барт Симпсон1.

ОРГАНИЗАЦИЯ-ШУТ

Сутью организации-Шута является получение удовольствия. Так, компания Ben
and Jerry's гордится тем, что на ее рабочих местах игры абсолютно уместны. Стены
расписаны красками, имеющими запах мороженого, полы в некоторых местах
пружинят, и на них можно попрыгать, а премии людям вручают в упаковках с
мороженым. Однажды компания даже провела соревнование, победитель которого
должен был стать новым руководителем компании. Кроме того, в компании
существует официальный «министр по делам веселья». Однако Ben and Jerry's
успешно защищаются от каких-либо обвинений в безответственности Шута, проводя
обширные социальные программы, регулярно отчисляя на них долю своих
прибылей, что обеспечивает компании сильную поддержку общественности.

В Патагонии, штат Калифорния, во время прилива этот завод закрывается и
люди отправляются на пляж. В этих компаниях существует неписаное правило,
согласно которому желание играть является сильным мотивирующим фактором
для сотрудников. Помпезный или скучный человек, лишенный чувства юмора,
вряд ли сможет добиться здесь успеха. И, конечно, продукция фирмы помогает
людям замечательно проводить время.

В штаб-квартире Burger King в Майами рядом с рабочими помещениями имеются
рекреационные залы с бассейном, полем для игры в хоккей на роликовых
коньках, катком и (в перспективе) баскетбольной площадкой. Известно, что сотрудники
Frisbees по упорству в работе намного опережают всех остальных; к услугам
тех, кто работает круглые сутки, чередуя работу и игру, есть душевые кабины
и спальные места1.

Уровни Шута

Вызов: апатия и скука.
Первый уровень: жизнь — как игра и веселье.
Второй уровень: ум используется для того, чтобы дурачить окружающих,
выпутываться из неприятностей, находить способы обходить препятствия,
трансформироваться.
Третий уровень: непосредственное переживание жизни, жить сегодняшним днем.
Тень: потворство своим слабостям, безответственность, грязные проказы.

Независимо от того, какой архетип господствует в организациях, именно Шут
питает в них дух инноваций, разрушая традиционные рамки мышления. Так, Кэрол
Пирсон разделила по архетипам персонал одной крупной онкологической больницы
на группы для мозгового штурма, целью которого было выработать идеи относительно
улучшения жизни пациентов в больнице. Все группы выдвинули замечательные
предложения, но самые лучшие исходили из группы Шута; она пришла к выводу, что
даже раковые больные должны получать удовольствие от жизни! Вместо того чтобы
коротать дни в палатах, где у них за спиной суетились бы врачи, больные должны
были получить специальные сигнальные устройства, что позволило бы им прогуляться
в магазин или посмотреть спектакль в специальном театре, актерами в котором
также были бы пациенты. По мнению Шута, сиюминутной радостью существования
здесь и сейчас нельзя жертвовать даже ради спасения жизни!

МАРКЕТИНГ И АРХЕТИП ШУТА

Шут, живущий внутри каждого из нас, обожает юмор. Мы любим смешные рекламные
ролики, потому что они развлекают нас, а возникающие добрые чувства
порождают эффект ореола вокруг товара. Реклама и упаковки в стиле Шута подчеркивают
яркие краски и массу действия — чем неистовее, тем лучше. Шут обожает
жизнь. По этой причине виртуальный мир открывает Шуту широкий доступ
на рынок. Например, веб-сайт «Club Med» связывает вас с виртуальной деревней,
имитирующей реальный опыт, который вы можете там получить. Вы можете выбирать
способ времяпрепровождения, как будто бы вы уже оказались на месте.
Хотите поиграть в теннис? Поплавать с маской и трубкой под водой? Потанцевать?
Такой выбор дает толчок вашему воображению, и очень скоро вы получаете
виртуальный отпуск — в вашей фантазии. Канал «Discovery» «Planet Explorer»
предоставляет вам виртуальное путешествие в экзотические страны 1.

Самую большую помощь Шут оказывает нам, когда мы загнаны в ловушку
цейтнота. Шут великолепен при мозговом штурме. Самым важным аспектом маркетинга
Шута является ум. Шут, живущий в каждом из нас, любит неистовые,
умные новые способы смотреть на мир. Лучший способ выработать такие маркетинговые
стратегии — это развеселить свою группу маркетинга. Пусть она играет,
приносит с собой игрушки, высказывает максимальное количество самых диких
идей — не важно, насколько они выполнимы, — лишь бы колеса творчества набирали
ход. Чем свободнее будет чувствовать себя ваша группа, тем лучшие идеи
она выдвинет. Шут любит «стоять на голове», глядя на мир с абсолютно непредсказуемой
и неожиданной точки зрения.

В отличие от остальных архетипов, Шут не является собственником. Вспомните,
редко кто помнит автора шутки. Анекдоты разлетаются по миру в устной традиции и
По Интернету в течение нескольких дней, а иногда и минут, заставляя смеяться весь
земной шар. Маркетингу в стиле Шута хорошо известно, что раздача вещей нередко
повышает репутацию компании. Kinetix, мультимедийная компания из Сан-Франциско,
создала «Dancing Baby ™» как часть своего демонстрационного пакета еще до
того, как компания начала существовать. Ее рассылали по электронной почте от одного
человека к другому до тех пор, пока этот образ не стал культовой иконой андер¬
граунда. В конце концов, она была показана в «Ally McBeal», и компания взяла старт.2
Если бы эта фирма смогла контролировать использование ее торгового знака, она
подорвала бы основы своего собственного успеха.

Прежде всего, Шуту просто нравится веселье в процессе маркетинга. Этот архетип
не пугается оттого, что времена изменились. Скорее, он помогает нам получать
удовольствие, сталкиваясь с повседневными ситуациями. Шут помогает постоянно
обновлять рекламу, чтобы она привлекала внимание покупателей, чтобы их глаза
не стекленели от скуки — по крайней мере тогда, когда они видят вашу рекламу.

Шут является многообещающим архетипом для придания индивидуальности
брендам, которые:
• позволяют людям почувствовать свою причастность к чему-то
значительному;
• предназначены для отдыха и развлечений;
• предполагают невысокие цены.
Обычно архетип Шута свойствен компаниям, где исповедуют свободную
корпоративную культуру и юмор. Он позволяет отказаться от напыщенных
брендов, подавляющих своей самоуверенностью.

(с)Марк М., Пирсон К. "Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов"

Комментарии

  • Шутник, клоун, фокусник, игривый, веселый, принимает вещи легко, создает веселье/хаос, импульсивный, спонтанный, живет одним моментом


    Желание: жить одним днем и полностью наслаждаться жизнью, сделать мир светлее
    Цель: хорошо провести время и сделать мир радостнее
    Страх: скучать или быть скучным
    Стратегия: игра, шутки, быть смешным
    Слабость: легкомыслие, пустая трата времени
    Талант: радость, чувство юмора
    Известен как: шут, джокер, клоун, скоморох, комик, юморист
  • отредактировано Апрель 2018

    Архетипы: описание. Шут: шутки в сторону. Между прочим, в вашу.

    Ну и опять все тот же вопрос: подиум оставим стилистам, у моды свои законы, а на улице это как узнать? А очень просто. Если при взгляде на человека вы понимаете, что вы точно знаете, что вы видите, допустим, гопника - но этот гопник... какой-то... не такой, что ли; или точно художника, но какого-то стремного художника, или явно исследователя, но что-то с ним не так, и это самое "не так" заставляет вас сворачивать голову вслед этому явлению до тех пор, пока вы не поймете, что какая-то критичная деталь костюма явно не от той функции, если вообще от другой функции, а не невесть откуда... Нет, так вряд ли понятно. В общем, это тот этап взаимоотношений личности с собой, когда то, что называется "стиль" отрастает само собой. И, говоря про следующие архетипы, про внешний вид, как маркер, определяющий архетип, можно уже не заикаться, личный стиль - это как личная подпись: копировать можно, но получается какой-то странный результат.

    Френдесса, которая больше в теме, чем я, высказалась о той разнице, на описание которой я уже без толики толка потратила битый абзац хороших, годных слов, гораздо короче и проще: есть люди, которые прикрывают стыд, а есть люди, которые одеваются. Эти вторые делятся на тех, у кого хороший вкус, и тех, у кого вкус дурной. Так вот, в отношении первых четырех архетипов можно с уверенностью сказать, что они именно что "прикрывают стыд" (их одежда выполняет только задачи создать социально приемлемый барьер между кожей и климатическими и иными неблагоприятными условиями).

    Следующие четыре архетипа доверяют одежде задачи обеспечения части тех функций, из которых состоит их жизненный стиль (их одежда не в полной мере одежда, это такие спецовки; да, у Романтика тоже), и стоит их вытряхнуть из их спецовок, вкус у них оказывается явно не хорошим. А последние четыре одеваются в том смысле, в котором их предметы одежды обеспечивают окружающим представление об их индивидуальности, которою лучше бы учесть на подлете. И представители последних четырех архетипов - люди с хорошим вкусом. И Шуты тоже. Нужно, понимаете, обладать хорошим вкусом, чтобы вышутить как дурной вкус, так и отсутствие вкуса. Хороший вкус вышутить сложнее, но некоторые Шуты успешно справляются с этой задачей. Просто адресатов у этих шуток гораздо меньше, остальные их понимают как-то не так.

    Так вот, Шут. Он единственный из оставшихся четырех, чей внешний вид - послание не однослойное. Предыдущим архетипам он сообщает, что-то вроде "ты все равно примешь меня за... (нужное вписать) - и разумеется, ошибешься". И вторая половина послания всегда остается не прочтенной и не понятой именно теми, кому она адресована. Внимательный взгляд равного может это увидеть и понять, и... и заржет, разумеется. Хотя бы про себя. Чаще - именно про себя, чтобы не отвечать на вопросы "а-что-кто-где, когда украли?", хотя иногда и вслух. А невнимательный взгляд проходящих предыдущие витки узнает знакомые детали, сложит из них доступное - и начнется, собственно, тот цирк, который так оживляет обстановку, когда в центре шоу не вы.

    Имитируя Шута, проще всего сделать именно то, что предлагают Марк и Пирсон для формирования бренда - создать атмосферу игры, шоу, ситуацию, когда всем весело. И да, конечно, праздник, конфетти и красные носы сливой прекрасно продаются. Только "смешно" - это не всегда "весело". Да, Шут может вышутить что угодно, и с удовольствием это сделает, но "попытаться посмотреть на все легко" и "найти во всем свою веселую сторону" - это формулировки для бренда. Марка - это другие обороты, и другие результаты, следовательно. И отличия - для видящих и понимающих - будут очень заметными.

    С раннего возраста Юрий Никулин собирал анекдоты, записывая их в отдельную тетрадь. Однажды это сослужило ему добрую службу в армии. Он поспорил с приятелем на десять пачек папирос, кто больше расскажет анекдотов. Условие было такое – если соперник знает анекдот, то сразу же надо начинать другой. Едва приятель успевал произнести первую фразу, как Никулин перебивал: «Знаю!» В конце концов начал рассказывать он. И в течении двух часов травил в казарме анекдоты. Никулин не дошел еще до половины, как его признали победителем, поскольку слушатели устали смеяться и время приближалось к утру. У знавших его лично осталось в памяти, что когда к нему подходили с вопросом "Юрий Владимирович, а этот анекдот Вы слышали?" он смотрел печально на спрашивающего и говорил "от вас - еще нет".

    Смех для Шута - это инструмент. Да, его можно продать как товар, в этом случае смех становится не инструментом а неотъемлемым качеством - для всех, кроме Шута. И тут есть тонкая грань между Аутло/Изгоем и Шутом, которая со со стороны Изгоя выглядит неразрешимой проблемой, а со стороны Шута становится рабочим полем и жизненной нишей. Шут оперирует тем "всенормально", в которое и смеющиеся, и вышучиваемые в равной мере погружены полностью, и оперирует им как инструментом для ограничения и смеющихся, и вышучиваемых. И они совершенно беспомощны перед ним, пока они не способны пересмотреть содержимое "всенормально". Если Аутло/Изгоя этим "всенормально" можно гвоздить по голове вплоть до полного вбивания в грунт, то Шут этим же самым "всенормально" накормит самого его обладателя. Это, собственно, и называется "вышутить".

    Если вы планируете использовать маску Шута, то навсегда забудьте эти слова:

    СЕРЬЕЗНО. Все серьезные вещи СКУЧНЫ, а это недопустимо)
    ПРАВИЛА. Правила - это совсем не смешно, а изображать Шута - значит, быть смешным; кстати - разницу между "смешно" и "весело" тоже забудьте.
    ТРАДИЦИИ. Есть только "здесь и теперь", через пять минут все будет не так, пять минут назад все было иначе, никакой связи времен нет и никогда не было.
    БУДУЩЕЕ. См. выше.
    Если вы ухитрились узнать архетип Шута в поведении человека и хотите наладить с ним отношения, то помните, что он скорее всего не любит
    СТЕРЕОТИПЫ И ШТАМПЫ. Да, потому что они СКУЧНЫ. Этот анекдот от вас он, конечно, может и не слышал, а вообще - даже не сотый раз.
    БЕЗДУМНОЕ СЛЕДОВАНИЕ любым моделям. Потому что это смешно для человека со вкусом. Ну то есть - после того как перестанет бесить и приводить в уныние - смешно.
    СТРАХ НОВОГО и СТРАХ ПРАВДЫ. потому что - ну да, они делают жизнь очень ОГРАНИЧЕННОЙ и СКУЧНОЙ.

    Если вы хотите изобразить Шута, вам следует беречься

    -пафоса и напыщенности (потому что в общих представлениях Шут - это нечто очень открытое и простое)
    -упоминаний о цене и стоимости чего бы то ни было (потому что это противоречит понятию беззаботности, люди не поймут)
    -предъявления значимых ценностей (это больше не ваше право, пока вы в этой роли)
    заикаться об авторских правах и своей причастности к авторству шутки (ваш интеллектуальный продукт становится общим, как только вы его предъявили)

    Если вы общаетесь с человеком, предпочитающим архетип Шута в этот период жизни или в этой области жизни, то помните, что ему может быть неприятно

    -потратить время зря: на скучные занятия или неинтересных людей
    -причинить вред или боль тому, кто этого не заслужил
    -быть связанным внешними ограничениями, смысл и цели которых ему неясны.

    Если вы намерены играть роль Шута, лучше заранее позаботиться защитить (спрятать и не пользоваться ими временно) такие вещи, как

    -собственное достоинство (у Шута его не бывает, если оно у вас ранимое - эта роль не для вас)
    -эстетическое чувство (оно вам ничем не поможет)

    Имея дело с настоящим Шутом, стоит помнить, что

    -любой, кто посягает на личное достоинство и безопасность Шута, оказывается обычно вышучен самым неприятным образом
    -все, что оскорбляет эстетическое чувство Шута, окажется предметом для очень хорошо заточенных шуток, и может не уцелеть.

    А вообще у них тайный корпоративный знак есть: большая зеленая пуговица на полпуза, не знали? Знайте теперь! (я пошутила)

    Автор: knjazna
    Матрица Судьбы: индивидуальный анализ вашей матрицы
    Базовая расшифровка бодиграфа понятным языком
  • Независимо от того, какой архетип господствует в организациях, именно Шут питает в них дух инноваций, разрушая традиционные рамки мышления.
    Да, эт я. image
    Прежде всего, Шуту просто нравится веселье в процессе маркетинга. Этот архетип не пугается оттого, что времена изменились. Скорее, он помогает нам получать удовольствие, сталкиваясь с повседневными ситуациями.
    Ставлю перед собой эту задачу, но очевидно, не особо с ней справляюсь. Хотя мотив такой есть и он осознан.

    Наверно, я застрял где-то между Шутом и Любовником. И даже не наверно, а точно. Но именно в том описании, которые даны в этой книге. Описания Княжны меня не цепляют. image
  • Да, эт я.
    да, есть такое дело, когда ты отключаешь внутреннего математика

    ну и для меня это одна из немногих штук, с которыми я готова как-то внутренне самоотождествиться

    по крайней мере, когда я не унылое депрессивное говно и не фея с молотком, я именно оно по внутреннему ощущению.

    интересно, насколько оно совпадает с впечатлениями со стороны?
  • Джул, твоя аватарка на фб. И многие комментарии там. По моим ощущениям.
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!