Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

Поблагодарить

Книга "Турбо-Суслик" - сам себе психолог!

Теория дифференциальных эмоций К. Изарда

Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. К. Изард (2000, с. 55) постулирует пять основных тезисов:

1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций:
радость,
печаль,
гнев,
отвращение,
презрение,
страх,
стыд/смущение,
вина,
удивление,
интерес;

2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;

3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;

4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;

5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.
image
В своей теории К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически.

Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).

Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:

1) базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;

2) базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

3) базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;

4) базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;

5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.

Взято отсюда.

В конце статьи на сайте сделана ремарка:
Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Так, С. Шевалье-Скольников (S. Chevalier-Skolnikoff, 1973) справедливо указывает, что способы эмоционального выражения свидетельствуют о фундаментальности эмоции только в том случае, если прослеживается их филогенетическое происхождение, т. е. если имеется экспрессивное сходство выражения эмоции в мимике у человека и у других приматов. Поэтому такие дискретные эмоции, присущие только человеку, как стыд и вина, к ним не относятся. Вряд ли можно назвать эмоциями также интерес и застенчивость.

Не отрицая мотивационного значения эмоций, трудно согласиться с К. Изардом в том, что эмоции являются основной мотивационной системой организма и в качестве фундаментальных личностных процессов придают смысл и значение человеческому существованию. Мотивация гораздо сложнее, чем это представляется К. Изарду, и эмоции выступают лишь в качестве одного из мотиваторов, влияющих на принятие решения и поведение человека. Точно так же смысл и значение человеческого существования определяется не только эмоциями, но и ценностями, социальными потребностями и т. п. Несколько странно рассмотрение эмоций, с одной стороны, как мотивационной системы организма, а с другой — как фундаментального личностного процесса.
Интересно услышать мысли и мнения по поводу системы Изарда, в частности, про вину и стыд. :\"> image

Комментарии

  • у меня есть некоторые интуитивные сомнения, что стыд и вина являются именно эмоциями, поскольку они возникают как реакция не на первичный раздражитель, а имеют во многом оценочный характер, то есть могут проявляться только в условиях некой этической сетки "хорошо/плохо", но мое мнение, по сути, это просто согласие с ремаркой к статье
  • то же к презрению и смущению
  • Это так называемые "сложные эмоции", включающие первичный базовый компонент и социальные научения.
    Например, первичная реакция, аналогичная стыду, есть и у младенцев, а конкретное наполнение ей задает воспитание. Указывают, где ее испытывать.
  • Вообще сложные эмоции не до конца изучены, насколько я помню.
  • ну в общем я склонна считать их производными от страха и отвращения и не рассматривать вне социального контекста
  • Алира, можете про сложные эмоции в теме про эмоции вообще рассказать. Предполагал, что Вам будет что рассказать на эту тему, поэтому ждал, когда Вы присоединитесь. И вот Вы с нами. Я рад. image image
    Правда, про сложные эмоции не встречал пока материал, но насколько понял, после Экмана принято разделять эмоции на базовые (инвариантные) и вариантивные по основному критерию — их проявлению. Инвариантные в этом смысле являются чем-то общечеловеческим, культурно и социально не обусловленными. Например, в википедии давно уже читал, что стыда как такового в европейской культуре уже нет, он замещен виной. Зато стыд повсеместно распространен в восточной культуре.
    У меня в связи с этим мысль, что всё-таки эмоции - это природное, естественное и действительно сиюминутное, а вина и т.д. - это уже всё-таки что-то типа чувства, в том числе в связи с увязкой к воспитанию.

    Предлагаю, всё-таки это обсудить в отдельной теме. image
  • отредактировано Август 2016
    они отдельные. но там зерно закопано. А что вне социального контекста их нет - это правда, по крайней мере стыд и вина - это социальные эмоции, обслуживающие взаимодействие живых существ (причем, не обязательно одного вида -собака может чувствовать вину или стыд).

    Смущение - разновидность стыда, просто более слабая (соотношение как между боязнью и ужасом).

    Отвращение - нет, отвращение - базовая штука, вспомним кучу гадости какой-нибудь антипатичной. Хотя отдельные вещи, вызывающие отвращение, нам внушены в процессе воспитания. Ну так и страх отчасти воспитуем, хотя базовая часть в нем тоже есть.
  • Да, что-то увлеклась, прошу прощения. Много тем про эмоции и запуталась в них. image
  • Нет-нет, всё нормально! Это я тут манифестирую решил поднять темы, потому что то качество, с которым они изложены в ДЧ, меня не устраивает. image Эксплуатировать администрацию, конечно, не хочется, но что поделать, раз тема всё-таки привлекла внимание и заинтересовала. image
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!